Анкетирование
 

Термины и определения

Авторитари́зм (от лат. auctoritas — власть, влияние) — тип недемократического политического режима, основанного на сильной централизованной власти одного лица (президента, монарха, премьер-министра) или группы лиц (например, определённой партии) при сохранении экономических, гражданских, духовных свобод для граждан.

АВТОРИТА́РНЫЙ, авторитарная, авторитарное; авторитарен, авторитарна, авторитарно (франц. autoritaire) (книжн.). Властный, с непререкаемым авторитетом. АВТОРИТА́РНЫЙ, -ая, -ое; -рен, -рна (книжн.). Основанный на беспрекословном подчинении власти, диктатуре. Авторитарные режимы.| сущ. авторитарность, - и, жен. Авторитарный - ая, -ое; -рен, -рна, книжн. 1) Основанный на беспрекословном подчинении власти, диктатуре.

Аффективные дети - дети, имеющие устойчивые отрицательные эмоциональные переживания и деструктивное поведение. Это обусловлено неудовлетворением важных для их существования потребностей. Формы такого деструктивного поведения могут быть различными. Для одних детей в ситуации неуспеха характерно его неприятие, что может проявляться в браваде, заносчивости, в агрессивном поведении. Для других - снижение уровня притязаний, сопровождаемое неуверенностью в себе, боязнью разочарования, обидчивостью, ранимостью. При постоянном воспроизведении неадекватные реакции на неуспех приобретают форму устойчивых черт характера.

Акселерация (от лат. aссеleratio - ускорение) - наблюдающееся за последние 150 лет ускорение физического развитие детей, включающее различные анатомические и физиологические проявления (увеличение веса и роста новорожденных, сокращение сроков полового созревания). Считается, что акселерация обусловлена влиянием как биологических и социальных факторов, в частности более интенсивным информационным воздействием.

Воспитание - процесс целенаправленного и систематического воздействия на все стороны личности ребенка.

Девиантное поведение — это, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам, а с другой — социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам.

Детская психология - отрасль психологии, посвященная исследованию закономерностей психического развития ребенка. Основным предметом анализа являются движущие причины и условия онтогенетического развития отдельных психических процессов, в том числе формирования различных типов деятельности ребенка.

Генезис общения в онтогенезе - процесс формирования человеческого общения на протяжении жизни индивида. Это развитие происходит постепенно, начиная с реакций сосредоточения, возникающих у младенца в первые дни жизни при контактах с матерью (появление примерно на четвертой недели жизни улыбки в ответ на ласку взрослого). К четырем месяцам у младенцев появляется целостная реакция - комплекс оживления.К концу первого года жизни у детей формируется общение, опосредствованное предметными действиями в форме совместной игры и манипуляций. В дошкольном возрасте постепенное овладение речью позволяет ребенку все чаще выходить за пределы непосредственно воспринимаемых ситуаций, а к концу дошкольного возраста у детей появляется внеситуативное интимноличностное общение. Общение ребенка со сверстниками возникает во втором полугодии первого года жизни. Общение со взрослыми служит основным средством овладения ребенком историческим опытом человечества. Особенно интенсивно развивается у ребенка в подростковом возрасте, благодаря чему сознание ребенка достигает качественно нового уровня развития.

Игра - активность индивида, направленная на условное моделирование той или иной развернутой деятельности. Возникновение игры в процессе эволюции животного мира обусловлено усложнением видовой жизнедеятельности и необходимостью усвоения опыты видового сообщества молодыми животными. Впервые немецкий ученый К.Гросс отметил, что игра и животных, и детей имеет упражняющую функцию: игра характерна именно для тех животных, у которых поведение не сводится лишь к автоматической реализации инстинктивных актов и которым требуется вариативное приспособление к изменчивым условиям существования. Игра в этом случае служит для предварительного приспособлении инстинктов к условиям будущей жизни. В той же степени и детская игра, возникающая в процессе исторического развития общества, заключается в воспроизведении детьми действий и взаимоотношений взрослых. В индивидуальном развитии ребенка игра становится ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, именно в связи с ее развитием совершаются наиболее важные изменения в психике ребенка и происходит подготовка к переходу на новую ступень развития.

Нейро психический комплес (НПК) - данное определение являяется авторским в рамках ресурса, характеризует системную основу взаимосвязанных процессов у человека при активизации функций всех видов памяти и центральной нервной системы.

Новая внутренняя позиция дошкольника - возникающая к концу дошкольного возраста новая система мотивов и потребностей, связанных с учением как новой, серьезной, общественно значимой деятельностью.

Нравственное развитие - процесс, предполагающий усвоение нравственных норм, формирование нравственного сознания и нравственного поведения.

Нравственные качества - постоянные свойства личности, проявляющиеся во всех ситуациях, связанные со стремлением ребенка следовать нравственным нормам.

Нравственные, моральные чувства - переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением стремлений ребенка соблюдать требования общественной жизни, следовать нравственным нормам.

Нравственные нормы - общественно выработанные правила поведения, которыми руководствуются люди в своей жизни и деятельности.

Самооценка - оценка личностью себя (своей внешности, способностей, личностных качеств и др.), компонент самосознания.

Сумбурный — отличающийся сумбуром; лишённый ясности, порядка, систематичности; путаный. «И правда, иногда приходили в дом совсем диковинные лица и происходили сумбурные, пестрые события.»

Сумбурный авторитаризм — спонтанное влияние на детей при отсутствии необходимости, выражение жёстких требований без объяснений и комментариев. Система воспитания без выраженного целеопределения (целеполагания) в действиях.

Этап первого полугодия - период жизни ребенка между новорожденностью и достижением полугодовалого возраста. На этом этапе происходит овладение ребенком экспрессивно-мимическими средствами общения, которые проявляются как комплекс оживления. В это время складывается система аффективно-личностных связей с близкими взрослыми, которые необходимы для нормального дальнейшего развития. Также развивается познавательная активность, в рамках которой ребенок овладевает зрительными, оральными и мануальными познавательными действиями.

Этап второго полугодия - период жизни ребенка между достижением полугодовалого возраста и кризисом первого года. В это время ведущей является предметно-манипулятивная деятельность, преимущественно для нужд которой осуществляется общение со взрослым, которое становится ситуативно-деловым. В рамках этого ситуативно-делового общения со взрослым ребенок овладевает культурно зафиксированными действиями с предметами.

Импульсивность - особенность поведения человека, состоящая в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций.

Фрустрация - тяжелое психическое состояние, вызываемое ситуацией, когда человек хочет, но не может преодолеть барьер, переживает неудачу.

Коммуникативное умение - освоенный человеком способ установления взаимоотношений между людьми. К ним относятся умение входить в контакт с незнакомым человеком, понимать его личностные качества и намерения, предвидеть результаты его поведения и в соответствии с этим строить свое.

Личность - устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида со стороны его включенности в социальные отношения.

Память - психический познавательный процесс, состоящий в отражении прошлого опыта.

Распределение внимания - способность одновременно успешно выполнять несколько видов деятельности.

Целеполагание - способность порождения новых целей в деятельности человека.

Целеопределение

Сущность и задачи целеопределения.
На первой стадии управленческой деятельности ставится цель: определить параметры оптимального функционирования и развития объекта или модель его будущего состояния. Следовательно, те работы, которые должны выполнить субъекты управления в этой связи, и составляют содержание основополагающей функции управления -- “целеопределение”.

Целеопределение пронизывает и определяет все стадии управленческой работы: информационную, организационную, регулирующую, координирующую, контрольную.

Эмоции - психическое отражение в форме непосредственного переживания значимости действующих на человека явлений и ситуаций. Эмоции проявляются в отношении человека к окружающему миру, в переживаниях по поводу проявления, удовлетворения или неудовлетворения потребностей.

Эмпатия - постижение эмоционального состояния другого человека, проникновение в его переживания.