Психическое наряжение, чувства, агрессия — эти поведенческие характеристики присущи всем высоко организованным живым существам.
Если сравнивать взрослого человека с ребёнком, начиная с его младенчества, то мы получим огромный перечень функциональных сочетаний, — производных от наблюдаемых различий в течение выбранного периода. Важно понимать существо этих трёх характеристик и особенностей переходных процессов между ними.
У взрослого человека поводов для напряжения больше и чувства сформированы по всему существующему перечню, а уж про агрессию можно говорить до бесконечности. От напряжения до агрессивного состояния одно мгновение — был бы мотивирующий повод.
У ребёнка на этапах от 2 до 15 лет все эти процессы являются определённой загадкой, в которой предстоит разбираться думающим родителям (взрослым). Всё это очень важно и крайне необходимо для выстраивания добрых отношений в семье при недопущении наказаний, выдерживая концепцию нашего ресурса «Без ремня».
Эмоция — психофизиологический процесс, отражающий бессознательную личную оценку текущей ситуации. Положительные изменения вызывают у нас радость, неприятности — грусть или раздражение, чужая агрессия — гнев или страх. А аффект — это очень интенсивное эмоциональное состояние, которое длится недолго, но вызывает ярко выраженные соматические проявления — изменение пульса и дыхания, спазм периферических кровеносных сосудов, повышенное потоотделение, нарушение координации движений. Само название «аффект» произошло от латинского слова affectus, означающего «душевное волнение, страсть».
Целью данной статьи является предоставление читателям (родителям) ознакомительной информации по непростому понятию — аффект, и как его можно сопоставить с поведением детей в процессе воспитания. Тут же можно напомнить о недопущении расстройств, ведущих впоследствии к ТРЛ («Три в одном»), а так же ориентиры и акценты в волевом развитии ребёнка ( «Драйв»).
В зависимости от типа воздействия, аффекты делят на стенические (от древнегреческого σθένος — сила) и астенические (от ἀσθένεια — бессилие). Стенические аффекты — гнев, восторг — побуждают к активной деятельности, и способствуют мобилизации сил. А астенические аффекты — тоска, ужас, бессилие — расслабляют или парализуют любую активность. Если ситуации, вызывающие аффект, периодически повторяются, напряжение постепенно накапливается, что может впоследствии привести к бурному «взрыву». Это состояние называется кумулятивным аффектом (не путать с кумулятивным эффектом, который тоже связан с процессом накопления, но касается не только эмоций).
Для взрослых понимание аффекта часто рассматривается в криминалистике и уголовном праве и неспроста, поскольку психическая состоятельность требует большого контроля.
Каждый взрослый обретает возможность самоадаптации, упомянутой в наших статьях («Образ уверенности»). Поэтому мы уделяем особое внимание в рассуждениях о недопущении ошибок воспитания, становящимися впоследствии причиной больших огорчений. Воспитать детей невозможно без синяков, шишек и ссадин, а так же без посильных психологический стрессов.
Аффект затрагивает одновременно и психику и все биохимические процессы в организме, что приносит сильное напряжение на важные органы. Самый наглядный пример серьёзного невротического сбоя — это непроизвольное мочеиспускание. Сбой дыхания и ряд других расстройств так же являются последствием устойчивого аффекта. В популярном доступе информации очень много на эту тему.
Аффект у ребёнка — это сильнейший удар по всему его существу (организму). Дозировка подобного стресса крайне необходима! В очередной раз напомним, что мы не воспитываем невротиков и психопатов. Поэтому важно — не допустить, предупредить и вовремя исправить. Убедить!
Опорой для дальнейших рассуждений по заданной теме можно взять статью «Кризис возраста или кризис жанра», в ней сделан акцент на необходимость постоянной корректировки родительской реакции на поведение ежедневно меняющегося ребёнка, особенно в обозначенные специалистами критически-значимые возрастные периоды.
Разговаривая на бытовом жаргоне можно выразиться так: чтобы получить «полный фарш» внутри и снаружи, особенно в чувствах ребёнка при его высокой самооценке, необходимо следовать успешным теориям воспитания при глубоком понимании собственного ребёнка (детей). «Ни дня без наблюдения». Важно следить за отсутствии у ребёнка отклонений в показателях здоровья.
Самой первой причиной возникновения состояний аффекта можно считать его активно меняющееся воображение. Ребёнок знакомится с окружающим миром и выстраивает свою реакцию, в которой он безусловно, будет защищать как ценность, дарованную Богом и родителями, собственное «Я». В материальном мире, принадлежащих ему игрушек, он может смело дать «аффективный бой» обидчику. Тут родители придут на подмогу с лёгким пониманием — это наше! Но, к сожалению, тонкой дифференциации собственной реакции на поведение ребёнка большинству родителей не достаёт. Срабатывает тот же глупый принцип — это наше детище! Что хотим и как хотим! Ошибка!
Дети скрытного склада собственной натуры порою впадают в глубокое состояние астенического аффекта. В этот момент ребёнок подавлен, вял и безынициативен. Мама бежит за термометром и укладывает ребёнка в постель. Всё бы ничего, но полного облегчения у ребёнка не наступает до тех пор пока аффект не спадёт. Естественно, гормональные (адреналиновые и инсулиновые) бури и бурления эмоций без выхода наружу велики. То, что дети имеют «аффектные дуэли» между собой — это нормально для ребёнка, но когда подобная дуэль происходит между ребёнком и родителем, то это недопустимо! Кто должен уступить!? Сильный! Родитель, будь сильным! Художественным примером, в качестве мнемонического дополнения, можно привести рассказ Куприна А. И. «Слон», а так же рассказ Бунина И. А. «Лапти».
Детская психика и эмоциональная память формируются по своим внутренним законам, принадлежащим и определяющим «самость» ребёнка. Туда же относится и воображение и воля ребёнка. Это самые точно настраиваемые механизмы его собственного «Я». Любые посягательства на эти бесценные категории будут сопровождаться мощным «психофизиологическим выбросом» (аффектом) в защиту. Чувства ребёнка пубертатного периода мы предлагаем исследовать, как теорию, так и на домашней практике самостоятельно. Желательно без допущения двусторонних состояний аффекта (родитель-ребёнок), что подтверждается внешними специалистами на видео по ссылкам к статье.