Анкетирование
 
 0
АРазмер
ААА
0Печать

Драйв

Становление воли ребёнка, поддержка чувств ребёнка, опасные проявления воли

На примере умения играть в шахматы можно рассмотреть диссонансы эмоционального характера, куда попадают мотивации, радость и огорчения от познавательных процессов, а так же волевая направленность.

Что может побудить гроссмейстера на игру с перворазрядником?! Только определённое состояние души. Попробуйте обыграть ребёнка второклассника и вы поймёте свою ошибку, предлагая матч-реванш. Если не было договорённости о результате завершения матча и комментариях в процессе игры, то можно надолго (а то и навсегда) «отвадить» от шахмат.

Людей с высокой степенью самоадаптации («Образ уверенности»), на самом деле, не так и много. Имеется в виду эмоциональная цепочка в ощущениях от мотивации до продолжения процесса с формированием послепроизвольного внимания («Не спугните Эйнштейна»).

Самое трудновоспитуемое (тренируемое) свойство натуры человека любого возраста — это его волевые качества!

Говоря о воспитании детей, взрослые нередко упускают именно это преодоление в становлении собственного «Я» у ребёнка. Процесс требует немалой изобретательности для достижения цели. Можно спугнуть «Эйнштейна». Ребёнок замкнётся в себя, начнёт протестовать и проявлять агрессию. Самое время перечитать статью «Принцип заблудить».

Обретение прочности воли ребёнком складывается из многих факторов, это его решительно отличает от взрослого. Требуется особая осмотрительность со стороны действий родителей, чтобы не навредить.

Прежде всего необходимо понимать «генетическую прочность» натуры ребёнка. Умение гибко выстраивать самостоятельно эмоциональные переходы — от обиды до восторга. Отсутствие мотиваций на свершение действий упирается во вполне объяснимый страх по причине недостатка знаний и опыта, а так же неумения предвосхищать очередной шаг, как свой, так и со стороны окружающих.

Задеть характер взрослого легко. Что тогда можно сказать о неумелом школьнике младших классов или юноши пубертатного периода.  Сделаем художественное отступление для небольшой демонстрации расстановки поведенческих ролей в тему рассуждений.

Приезд внука в деревню — это событие значимое и весомое с точки зрения распределения ответственности среди участников воспитательного процесса. Традиционно все бегут к реке. Бабушка, дедушка и мы с мелкотой. Река поднялась выше ожидаемой нормы и визуально создала напряжение в ожиданиях. Мутная недружелюбная вода. Разворачиваю удочку для поднятия настроения коллектива. Первым высказался дед, что рыба при таких условиях не клюёт. Пессимизм! Бабушка — человек с удивительными способностями экспериментатора, человек сильной воли, высказала одобрение в мою пользу. Оптимизм! Внук тут же отказался, ссылаясь на то, что удочка тяжёлая, и он будет ждать готовность своего удилища. Нерешительность!

Первый окунь схватил сразу, чего я и сам не ожидал. Видимо удачно собралась стайка, чтобы порадовать нас по случаю приезда. На третьем окуне внук держал сам тяжёлое удилище, и это его не смущало. Размеры окуней требовали помощи при снятии с крючка. Дед на одном помог внуку и тут же побежал за своим деревенским удилищем. Картина маслом, как говорят в народе!

Драйв состоялся! Стайка окушков вся пришла на крючок. Клёв прекратился, а дед ещё некоторое время забрасывал свою «хворостину».

Вот такой примерно расклад часто происходит при любом начинании и обсуждении ряда инициатив вокруг ребёнка (детей). Основные типажи характеров представлены. Не прояви я определённого оптимизма и показного задора, то торжества и драйва не состоялось.

Возвращаемся в рамки наших рассуждений на тему волевых качеств и их становление у ребенка. Что же такое воля человека!?

Под волей понимается способность человеческой психики сознательно регулировать поведение и деятельность. Волевое поведение включает способность к само побуждению на конкретное дело, подчинить свое поведение одному строго определенному мотиву, принять решение и исполнить задуманное.

Несостоятельность детской психики не позволяет ребенку самостоятельно сформировать волевые усилия. Формирование волевых качеств у ребёнка происходит при поддержке взрослых в процессе умелого воспитания. Опережать не наступившее время чревато (гроссмейстер и перворазрядник в нашем примере).

У взрослых бытует фраза — сломленная воля. Это напоминание должно делать добрую службу в воспитательном процессе. Стоит обратиться к нашим рекомендациям в статьях: «Принцип медвежатника», «Сдвиг по фазе», «Принцип аванса». Наши оппоненты из сторонников авторитарных принципов могут высказать свои возражения. Но нам следует быть стойкими. Ведь мы не растим психопатов и неврастеников.

На этот счет особо убеждающим примером могут служить методы воспитания Гитлера (в справочниках по авторитаризму это идёт выделенным текстом). Родителям следует сделать свой выбор.

Сила воли — это совокупность выражаемых чувств, целеполагание и комплекс мотивов, побуждающих на свершение конкретных действий человека.  Что же может свершить трёхлетний, 10-ти летний, 15-ти летний ребёнок!? Совершенно правильно — всё то, что в нём сформировалось к этим названным годам, как самостоятельно, так и при методичном воздействии со стороны родителей (педагогов).

Сразу надо определить разницу между возможностями семьи и общественными коллективами (детский сад, школа, секции и кружки). Сила воли затрагивает самые тонкие и значимые чувства ребёнка. В редком случае методичные действия педагогов позволяют разобраться с этим на практике, но только в отдельных тренингах, выстроенных на чувстве соперничества при состязательном процессе. А почему ребёнок ходит грустный и замкнутый, в этом обязана разобраться семья!

«Воля волей, если сил невпроворот». Эта поэтическая фраза должна быть на большом настенном плакате в доме. И с какими силами стоит разбираться (пробуждать, тренировать, закреплять в чувствах и мышцах) — это вопрос к родителям.

Помимо рассуждений на нашем ресурсе, существуют много академических проработок, доступных в популярном изложении. Остаётся применить на практике. Вспомните Джека Лондона и его роман «Мартин Иден». Хоть Мартин и выпадает из возрастной категории рассмотрения на ресурсе «Без Ремня», но чувству любви все возрасты покорны.

Пожалуй, для закрепления рамок представлений и реализаций, связанных с силой воли человека (ребёнка) стоит упомянуть ещё два литературных произведения, а так же «Синдром Мартина Идена», как диагноз в психиатрии. Произведения такие: «Гранатовый браслет» Куприна, и «Маленький принц» Сент-Экзюпери. Всё про любовь и вытекающую способность к мотивациям. И если Куприн «переборщил» в своих фантазиях, то «Маленький принц» — это самое близкое, что можно взять в основу воспитания и поддержки лучших чувств ребёнка.

Ещё раз напомним об очень тонкой и ранимой нервной системе ребёнка. Не будьте жестокими гроссмейстерами, перед вами даже не перворазрядник в аттестации силы воли.

Волевая основа ребёнка, если она привита в правильной последовательности, — это огромный воспитательный успех, основа многих начинаний и достижений ребёнком.

В одну статью сложно вместить все рекомендации и перечень целевых тренингов. Особенно в наше «заинформатизированное» время. Это стоит не упускать из вида. Дети находятся под большим прессом НТП и нуждаются в чувственной и воспитательной поддержке родителей.

В статье «Кризис возраста или кризис жанра» было выражено мнение по поводу фиксаций возрастных проблем. К этому можно добавить ещё одно личное мнение — воля ребёнка появляется вместе с ним при рождении. Говоря языком технарей от метрологии, в этот период её сложно измерить, но любящим родителям должен быть понятен собственный младенец, выражающий свои волевые «микро волны». Так что, не дожидаясь наступления трёх лет ребёнка, можно смело ему помогать в развитии волевых качеств.

Продолжая рассуждать о «драйве», обращаем внимание на некое обстоятельство, связанное с ориентирами волевых проявлений, требующих особого контроля со стороны родителей, несущих ответственность за ребёнка. Под рассмотрение попадают виды бойцовского спорта. В основном это касается посещений секций и спортивных детских клубов, где ребёнок обретает навыки опасного «воина» при личной эмоциональной неустойчивости. Хотя, с точки зрения развития силы воли и духа бойца, у него будет всё в порядке. Из личных убеждений можно привести исторический пример.

В период 80-х годов повсеместно практиковалось карате. Мой друг, обладая чёрным поясом, вёл секцию в ведомственном клубе. Наши дети были в возрасте 4-6 лет. На моё предложение тренировать детей отдельно был получен категоричный отказ со стороны друга-родителя. Объяснение было исчерпывающим — нельзя, по причине детской несостоятельности в управлении личной агрессией! Не следует их волю направлять в этом направлении.

В развитие ресурса планируется отдельная рубрика, где будут представлены целевые тренинги по значимым разделам и возрастным категориям детей. На данном этапе рассуждения о «драйве» завершаем с добрыми пожелания успеха всем заинтересованным читателям (родителям).

43Образ уверенностиПоиск компромиссов26