К сожалению, очень многие родители уверены, что главные, если не единственные, воспитательные средства — это награды и наказания, как говорят, кнут и пряник.
Воспитание — это не дрессура, и родители существуют не для того, чтобы вырабатывать у детей условные рефлексы!
Чем воспитание отличается от дрессурыВоспитание — это когда родитель относится к ребенку с большим уважением и терпением; когда малыш совершает проказу, родитель не наказывает его, а садится и спокойно разбирает поступок. И если по какой-то причине ребенок снова наступает на те же грабли, родитель вновь и вновь разбирает ситуацию, пока малыш не сообразит, что был не прав. При таком подходе даже самые «трудные» дети понимают, что есть хорошо, а что — плохо. Не просто понимают, а начинают анализировать свои действия и подходить к поступкам осознанно.
Из книг Ю.Б.Гиппенрейтер
Дрессировка сводится к выработке у животных (людей) с помощью длительной тренировки стойких условных рефлексов, заставляющих животное реагировать на сигнал дрессировщика ответным действием.
Понятие дрессура (дрессировка) в наших рассуждениях имеет утрированное значение. После лирического отступления станет наиболее понятным отношение авторов к практике использования приёмов дрессировки в обучении.
Этот школьный случай живёт со мною, не изменяясь в памяти.
Коллектив седьмого класса выразил общественное мнение на уроке истории, что было расценено новой учительницей, как непослушание. Не считая должным дискутировать, не найдя лучшего способа, «педагог» заставила весь класс стоять, что продолжалось до конца урока с нахлёстом на перемену. После 40 минутного стояния дрессировка прервалась недоразумением — ученик потерял сознание и рухнул на пол. Чуть позже радость класса была велика — завуч устроила выволочку учительнице с продолжением у директора.
Это был 1967 год. Период лозунгов, демонстраций и «дрессуры», которая принималась безоговорочно на всех уровнях воспитательных отношений. Страна «выковывала нового человека». Трудно было представить, что когда-то будет интернет, придёт проблема гаджетов и потребность осознания новых психологических основ воспитания детей, и в общении между людьми. Попробуем в данной статье коснуться щепетильной темы — выбора метода (стиля) воспитания детей.
В своих убеждениях создатели ресурса «Без ремня» остаются непоколебимы — воспитание без наказания путём убеждения.(«Сила тривиума - цель воспитания», «Энтропия в воспитательном процессе»).
Все рассуждения в рамках ресурса происходят с целью сориентировать читателей (родителей) в принятии личного решения в вопросах отношений с детьми, и выбора принципов воспитания.
Как мы уже высказывались ранее — человек является крайне сложной биологической системой, что отличает его от многих животных различных видов. В статье «Путь к Эго», полагаясь на знания аналитической психологии, представлена иерархия психической организации человека, далее: «В гибком треугольнике», «Энтропия в гибком треугольнике».
Понятие энтропия нами выражена осознанно, чтобы у читателей было представление о «неисчерпаемости» знаний в понимании природы человека. В процессе развития науки в широком спектре доля знаний о человеке растёт экспоненциально.
С точки зрения приемственности между разделами исследования в психологии не всегда происходит «стыковка» и ряд наработок приходится соотносить к «экспериментальной психологии». Такой стасус был определён «бихевиоризму», как направлению исследований.
Хотя бихевиоризм внес значительный вклад в развитие психологии, он также подвергался критике за свои недостатки. Одна из основных критических замечаний в адрес бихевиоризма заключается в том, что он игнорирует роль внутренних психических процессов в формировании поведения и личности. Бихевиористы утверждают, что психические процессы невозможно наблюдать, и поэтому их нельзя изучать научно.
Почему мы приводим установки бихевиоризма в нашем рассуждении, всё логически становится понятно при рассмотрении «дрессуры» с её методами и «псевдонаучной» основой.
По какой схеме бихевиоризм представляет поведение человека?
Программа бихевиоризма: все человеческое поведение сводится к схеме «стимул - реакция» (St - R). St - совокупность раздражителей, R совокупность изменений.
Основоположник - Уотсон дает классификацию реакций: приобретенные и наследственные, внутренние и внешние. Из поведения исключаются все факты сознания.
Таким образом мы получаем ответ на поступок учителя в нашем лирическом примере — была попытка отработать условный рефлекс у учеников, как послушание в надежде, что дискуссий на следующем уроке не будет. Наш пример очень «мягкий» в осознании «дрессуры» и знакомства с бихевиоризмом. Но тем не менее в воспитательную методологию вошло немало из наработок по «дрессуре».
Сторонники бихевиоризма считают, что главное в обучении — не внутренние процессы, а реакции и поведение человека. И задача учителя, согласно этому подходу, — с помощью стимулов вызывать у ученика желаемые реакции и таким образом формировать его поведение.
Кроме того, бихевиоризм критикуют за то, что в формировании поведения и личности он уделяет особое внимание окружающей среде, игнорируя при этом роль генетических факторов. Исследования близнецов показали, что черты личности имеют значительный генетический компонент, а факторы окружающей среды играют лишь ограниченную роль в формировании личности.
Бихевиоризм в обучении (воспитании)
Название этого направления в психологии и педагогике происходит от английского слова behavior — «поведение».
Хотя бихевиоризм внес большой вклад в наше понимание человеческого поведения, он имеет ряд ограничений и критических замечаний.
Бихевиоризм в значительной степени игнорирует когнитивные процессы, является редукционистским по своей природе и не обладает достаточной обобщающей способностью.
Критики также высказывают этические опасения по поводу использования бихевиоризма для манипулирования поведением и утверждают, что он чрезмерно упрощает сложность человеческого поведения.
Альтернативные подходы, такие как когнитивная психология, гуманистическая психология и эволюционная психология, появились, чтобы устранить некоторые из этих ограничений и критических замечаний. Важно рассмотреть сильные и слабые стороны каждого подхода, чтобы получить более полное понимание человеческого поведения.
Альтернативные подходы
Когнитивная психология:
Когнитивная психология возникла как альтернатива бихевиоризму, делая акцент на изучении психических процессов, таких как память, восприятие и внимание.
Когнитивная психология признает роль факторов окружающей среды в формировании поведения, но уделяет больше внимания роли психических процессов.Гуманистическая психология:
Гуманистическая психология - это альтернативный подход, который подчеркивает важность индивидуальности, свободы воли и личностного роста. В ней больше внимания уделяется субъективному опыту и личным рассказам, и меньше внимания уделяется объективным показателям поведения.
Эволюционная психология:
Эволюционная психология - это еще один альтернативный подход, который подчеркивает роль эволюционных факторов в формировании поведения. Она рассматривает поведение как результат адаптации к давлению окружающей среды и стремится объяснить, почему определенные виды поведения
эволюционировали.
Стремительность НТП, развитие ИТ и охват этой областью, практически, всех сторон нашего бытия, должны ориентировать взрослых людей с точки зрения «воспитательной приемственности». В статье «Кризис возраста или кризис жанра» даны ориентиры на недопущение диссонансов в отношениях между воспитателями и воспитуемыми.
На нашем лирическом примере отмечен отрезок времени с 1967-2024. Если в семьях есть заинтересованность предвосхитить перспективу следующих десятилетий, то наше сообщение о «дрессуре» как раз кстати. Помимо этого на ресурсе «Без ремня» представлено много рекомендательного материала в собственной трактовке и с привлечением сторонних наработок.
Единственное, что может быть оправданием приёму дрессировки, — это «самодрессура», а точнее, это осознанный трениг с целью получения навыков при высокой мотивации индивида.
В таком случае человек (ребёнок) достигает личных целей. Корректируя указания самому себе, ребёнок всегда обратится за советом к близкому взрослому, с кем имеется доверительный диалог. Однажды ребёнок обретёт мастерство в осознанном им деле. Роль взрослых при этом остаётся главенствующей до поры, до времени, на что должно хватать мудрости и личной выдержки.
В заключение хочется пожелать успеха заинтересованным родителям (воспитателям) при освоении новых смыслов, которые проявятся уже завтра. Где ваши дети должны успешно шагнуть в новый день, независимо от перечня команд, которые вы применяли в «дрессуре».