Анкетирование
 
 0
АРазмер
ААА
0Печать

Энтропия детского протеста

Тонкие настройки детской психики, протест — защита самооценки ребёнка, протест ребёнка — вынужденная реакция

Вы видели хотя бы одного ребёнка, кто мгновенно бросился исполнять вашу взрослую волю, не кривляясь, не саботируя, не протестуя. Среди физически здоровых детей таких нет! И быть не должно! Только не надо меня убивать, уважаемые оппоненты.

Детский негативизм – вид психологического протеста на требования взрослых, с помощью которого ребенок хочет отстоять права своей личности. Негативизм – форма протеста,
свойственная нормальному процессу развития здорового ребенка. Детский негативизм начинает проявляться у ребенка в 2,5 – 3 года.

Большинство специалистов определяют детский негативизм как немотивированное поведение ребенка, проявляющееся в действиях, противоположных требованиям, ожиданиям, предложениям со стороны других субъектов взаимодействия (близких взрослых, воспитателей, сверстников).

Рассуждать о детском протесте мы начали в статье «Послушание на протесте», рассмотрев наглядные причины.
На самом деле детский протест выстраивается из глубины его психики более сложным путём. Попробуем рассмотреть сознательное (произвольное) и бессознательное (непроизвольное) в основе возникновения протеста. Тут же воспользуемся пониманием детского внимания, ранее упомянутым в статье «Не спугните Эйнштейна». Там речь шла об усвоении (укоренении) воспринимаемых образов в зоне психики (памяти) с непроизвольной реакцией индивида, а то,что требовало тренировки внимания и перевода из произвольного (принудительного) мы рассматривали при необходимости построения внутреннего интереса (эмоций, чувств) с переходом в зону после произвольного внимания.

Теперь, когда мы объяснили суть энтропии (неопределённости) в триптихе «Энтропия в воспитательном процессе» появилась возможность дать объяснение возникновения детского протеста на новом уровне представлений. Так же мы должны расширенно понимать с чем нам приходится иметь дело: «Сила тривиума - цель воспитания». Давайте увязывать воедино основополагающие взаимосвязи системно. По цепочке: я есть, я хочу, я могу, я буду! С некоторой деталировкой из нейро-психического комплекса ребёнка, применяя понятие энтропии.

Стало устойчивым постоянством с нашей стороны напоминать о том, что ребёнок отличается от взрослых динамикой «клеточного» роста. При этом нейро-структуры не успевают выстроиться в сложные конструкции в соответствии с «верхним устройствам» психики (смысловые элементы, образы, эмоциональные фиксациями в памяти). Энтропия неопределённости в функционировании разума остаётся высокой. В нашем определении протеста большую роль будет играть энтропия в чувствах ребёнка, вот она-то и порождает протест. Энтропия в зоне не сформированных целиком чувств остаётся под контролем разума. Так устроен человек, особенно ребёнок в развитии своего мозга, это его природа самосохранения. Почему опыт ребёнка складывается из двух составляющих: первое — потрогал, второе — вспомнил и подумал, а можно ли трогать. Абсолютно так же работает система оценки более сложного характера, там где разум включает все возможности своего участия, прежде всего защитного характера.

Откуда ребёнок может знать,что задание (поручение,просьба) со стороны взрослых пойдёт ему на пользу (безопасно).

К тому моменту, когда ребёнок начинает дифференцировать происходящее вокруг него и отличать удовольствие от насилия у него должен быть мотивационный минимум на непроизвольном уровне. Всё то, что находится в произвольной форме, не закрепившееся в его позитивных эмоциях и не переросло в добрые чувств, будет вызывать протест. Для ребёнка это абсолютная норма! Он опасается! Самое ближнее опасение возникает на этапе постановки задачи (поручения,просьбы) со стороны взрослых — ребёнок опасается «нарваться» на окрик и наказание упрёком, что ранит его внутреннее «Я». Следующий шаг «саботажа» наступает при желании ребёнка уточнить детали поручения, он спешно пытается выяснять недостающие в его осознании условности. Порою неосознанно в формате самозащиты.

Вот тут стоит вспомнить роль «Бесстрашного диалога». Это наше кредо — убедить ребёнка в существе происходящего. Таким образом мы снижаем энтропию в причине протеста.

Ребёнок осознаёт, успокаивается разобравшись с пугающей его неопределённостью. Если при объяснении у ребёнка возникнет интерес по существу, то это путь к непроизвольному вниманию, к мотивации на будущее.
Мы подошли к некой развилке — быть или не быть (будут бить или не будут бить). Ребёнок протестует. Хорошо это или плохо?! На наш взгляд, — это здорово! У него включился аналитический блок разума! Родителям остаётся обеспечить бесстрашный диалог и, возможно, принять точку зрения ребёнка.

Продолжим дальше рассуждать по теме и в концепции ресурса «Без ремня». В разделе анкетирования нами заложена возможность получить избыточную справку о уровне эмоциональной неустойчивости ребёнка. Это позволяет иметь представление насколько ошибочные действия родителей закрепили желание ребенка протестовать во всём безапелляционно, без рассуждений, с упреждавшим плачем и спасительной агрессией. Ребёнка надо убеждать! Снижать уровень страха, снижать неопределённость в осмыслении задачи! А если удается, то мотивировать на безусловный интерес. Даже, при условном (за вознаграждение) интересе ребёнок будет отказываться (протестовать, не слушаться) если энтропия (неопределённость) для него непосильна в осмыслении, а рисками он ещё не умеет управлять. Пугается!

Иногда в протесте просматриваются элементы лени, и родители пытаются мгновенно пресечь проявление лени, не осознавая, что лень имеет свою психологическую природу.

Психологических причин того, что мы в обиходе называем ленью, может быть несколько: проблемы с волей, мотивацией, страх перед будущим, низкая самооценка, отсутствие веры в себя. Все это мешает самоопределению. То есть вы живете и понятия не имеете, чем вам нравится заниматься.

Непонимание собственного ребёнка, его природный склад психики, эмоциональная ранимость, исследовательская способность — всё это может быть отнесено на неопределённость (энтропию) в момент принятия решения им самим выполнять поручение (просьбу, задание). Протест!

Сделаем лирическое отступление. Общаясь с подросшим ребёнком в семье с завышенным авторитаризмом пришлось наблюдать устойчивый «уклонизм», буквально, во всех интересных предложениях. Встречная инициативность нулевая! В раннем возрасте ребёнок «бурлил» энергией. Как будто произошла подмена. Родители видят причину в «гаджетизме», но признать личные недочёты педагогического свойства не могут. Ребёнок растёт на окрике и команде.

Энтропия в протесте стопроцентная — полное непонимание и нежелание понимать.

При авторитарном воспитании дети не успевают испугаться в деталях, у них нет права это делать, они вжились в этот страх, основой их мотивации любого поступка, это упреждение страха — сделал, наказ не будешь. Но это совсем не про наши принципы.

Ещё раз обратимся к статье «Сила тривиума — цель воспитания»: формирование личного «Я» и самооценка ребёнка, по предлагаемой цепочке от «я есть», до «я буду».

Я есть! Это опекаемое любовью и поддержкой родителей. Ребёнок не ожидает окрика, уверен в себе и свободен обратиться за помощью к родителям.

Я хочу! Развитие мотиваций, посильных ребёнку, выстраиваются совместно с родителями в заботе с их стороны об успехах и добрых ожиданиях ребёнка.

Я могу! Ребёнок получает поддержку в личном развитии, необходимые навыки всех уровней.

Я буду! У ребёнка сформирована высокая самооценка и устойчивый принцип собственного «Я». Мирный диалог в семье с обоюдным уважением при обсуждении личного выбора ребёнка. Понимание ребёнком волевых основ человека (собственных).

Завершая рассуждения по заданной теме хочется напомнить статью «Кризис возраста или кризис жанра». Там, где родители не ищут оправданий своего бездействия, дети имеют минимум неопределённости в принятии личного решения без агрессивного протеста, с большой долей деловой аргументации и встречных убеждений. Как и заведено в семье.

11Дерево целей — цепочка успехаСила тривиума — цель воспитания47