На наш взгляд, «энтропийный триптих» следует завершить при рассмотрении процессов в реальной практике воспитательного процесса. Сделаем небольшую классификацию неопределённости, подлежащей рассмотрению. Далее в формате «семинара» предложим жизненные конструкции ряда проблем. Рассмотрим варианты деструктивного влияния энтропии на отношения с детьми и возможные последствия.
Если прочитать наше мнемоническое приложение «Обои», то становится понятно дальнейшее рассуждение в заданной теме. Ребёнок имеет свою «оценочную шкалу» происходящего. Сам того не замечая, он всё сделает по-своему. Хорошо или плохо, но это его выбор. Его решение. Всё, что могут объяснить ребёнку наставники будет усвоено с долей неопределённости.
При исполнении задания ребёнок внесёт свои фантазии из области «личной креативности», и чем её больше, тем самостоятельность решения будет ярче (смешнее, разрушительней, абсурдней). «Мама похвали меня и, конечно, Юрку , посмотри как мы постригли твою чернобурку». Эту фразу надо делать плакатом в детской комнате, тогда у родителей изначально будет улыбка на лице.
Лирическое отступление. Начало весны грядки в огороде нуждались в прополке. На вопрос — знаешь как выглядит петрушка!? Да ! Что получилось не сложно догадаться. Ни морковки, ни петрушки и укропа на грядках не было уже через пол часа.
В деревне два брата послушные и рукодельные получили задание от родителя — разберите там пол в сарае. Это быль! Два часа детей не видно. Пол разобран, доски сложены в стопку. А ведь нужно было просто разобраться с вещами, захламившими пол.
Из личного наблюдения — ребёнок неохотно вызвался помочь папе на даче. С избытком робости получил задание прорыхлить розы. Я сам не понимаю как это надо сделать. Через пять минут расстроенный ребёнок сидел в доме за телефоном, играя. Был гневно отчитан, едва сдерживая слёзы.
Планируя успех ребёнка в любом деле родителям следует учитывать ту энтропию которая лежит во внимании ребёнка. У него всегда ложное ощущение избыточной уверенности в личной правоте, но до тех пор пока он не будет лишён инициативности через родительский гнев и непонимание.
Методически этого можно избежать — путей много. Вместе сделать письменный план, акцентировать на особенностях задания. Правило делать школьные уроки на черновике, как «отче наш». Так же необходим минимум знаний на старте.
Не надо обольщаться самомнением — вы всегда, что-либо, упустите в постановке задания. Нужен контроль.
И последнее (из личного опыта), ребёнок перестал понимать математику. Одни тройки. Причина была проста — ребёнок не успевал понимать объяснения новой «математички». Она стала классным руководителем. Побывав на родительском собрании, я сам ничего не понял из того, что она доводит до взрослых людей. Быть хорошим воспитателем даётся не сразу, и не всем.
Некоторые родители жалуются на отсутствие мотиваций у ребёнка (детей). Он ничего не хочет. Сидит в гаджете, злой и несговорчивый. Такое поведение родилось не одним днём, не из одной обиды, не из единственного отчуждения.
— Тебе задали уроки, вот и думай, как их делать!
Не в каждой семье растёт Ломоносов, и у него, видимо, была добрая предистория мотиваций к успеху.
Уважаемые родители! Ребёнок не имеет методологического, технологического, познавательного опыта! Он этому учится с вашей помощью!
В любом предмете есть свои подходы к решению задач, справочники, инструменты, приборы. Помогите ребёнку на старте — вместе с ним соберите весь комплект, все источники информации! Он сам что-то упустит, замкнётся, не решит!
Для ребёнка нужна ясность (минимум энтропии), что ему будет в помощь! Не следует его испытывать на самостоятельность, она у него будет — чуть позже. С вашей помощью, с помощью учителей и репетиторов. Не создавайте ему волевых испытаний. Лучше поддержите!
Слабый самоконтроль личных эмоций, неустойчивая психика, ожидание окрика (страхи неуспеха). Это то, что дезорганизует волю ребёнка. В статье «Укрощение строптивого» мы коснулись необходимости особого подхода к ребёнку.
Детская психика очень подвижный механизм от уверенности в себе до полного крушения воли. Мы упоминали викингов в противовес семьям, где бытуют чувства лучшего порядка — любовь, уважение, понимание. Безусловно, налажен бесстрашный диалог. Нельзя раньше времени (не научив, не поняв) требовать от ребенка невозможного. В этом случае энтропия успеха «зашкалит» в своём значении, то есть, вероятность успеха будет на нуле.
Сделайте вместе план действий — от простого к сложному (пусть он сам решит). Временной график с перерывами. Это ваш ребёнок, если вы не стремитесь отправить его к викингам. Жизнь прекрасна! Любите своих детей!
Невольно вспомнился институт со множеством примеров на этапах постижения знаний. Был один из предметов — материалы и технология производства радиоэлементов, мы его обзывали «тряпки». Вёл предмет тщедушный мужичок. В левой руке держал перфокарту с записями, а правой писал на доске. Речи с объяснениями, практически, не было. На экзамене получить тройку было счастьем. Его поведение на экзамене компенсировало, буквально, всё в его облике — рост голос, и природную злобность.
Не часто, но приходится слышать от ряда родителей фразу: - Ты понял, что я тебе сказал!? Звучание громкое с надрывом, предвещающим неудачу ( неопределённость). О диалоге там речи быть не может.
В такой практике отношений ребёнок никогда не будет учить уроки добросовестно. А зачем!? Всё равно отчитают и даже «ввалят». Ребёнок растёт с тревожной психикой, изворотлив и непослушен. Вот вам и «энтропия смыслов».
В моих наблюдениях имеется много из списка «эмоциональной холодности». Ребёнок, вбегая с мороза в дом, торопится поведать маме, что он с папой очистил от снега дорожку. В своём детском нетерпении он забывает снять заснеженные валенки — так хочется получить одобрение и похвалу от мамы.
Первые слова встречно: — Куда со снегом, не видишь что ли!?
Дальше по списку маминого гнева. А ведь, так старался! Дети особо нуждаются в похвале за любое, даже «копеечное дело». Их подсознание нуждается в закреплении ощущения радости («Сладкий образ»). Этот образ будет помогать ему в будущем высоко осознавать собственное «Я». Вот на таких, казалось бы, мелочах ( неопределённости) и растёт или падает самооценка. Это из серии безусловного одобрения.
Мы касались рассуждений по условному и безусловному воспитанию («Критерии равновесия»). Эти два принципа в воспитательном процессе, да и во взрослой жизни, существуют в соседстве.
Степень «самоудовлетворённости» — это тонкая материя с ней надо быть постоянно на чеку. В семьях где множество требований определены по максиму и выполнение требуется с максимальным успехом, не взирая на способности исполнителя, потенциал обретённых навыков, и ранимость характера, зачастую возникает эмоциональная энтропия. Старался ребёнок, и премия была назначена (деньги, уступки, договорённость), а «пятерки» не получилось.
Ну сложная оказалась задачка (с неопределённостью), вот и четвёрка (а то и тройка). Ребёнок наказан, без «баблов» и полон обиды на самого себя. Вот вам и энтропия саомоудовлетворённости — высокая! Естественно, самооценка на нуле! Что стоило дать ребёнку авансовую поддержку, разобраться в деталях, вдохновить на перспективу! Нет! Вот вам ещё один вариант похода к психиатру.
Мы рассмотрели небольшой перечень неопределённости в отношениях с деструктивными последствиями.
Нет смысла идеализировать реальности жизни. Всегда возникнут условия возникновения энтропии. Наша задача воспитать в детях устойчивость психики, доверие к окружающему миру («Бесстрашный диалог»), и способность анализировать в любой сложившейся ситуации, умение довести личное состояние души, выстроенное на чувствах, до родителей. Для родителей должно хватать понимания и умения оценить любую сложность, возникшую неожиданность (неопределённость).
В статье «Принцип аванса» был показан способ дополнительных рассуждений, как задел (аванс), успеха наперёд. Всегда необходимо время, чтобы психика (участников) сама разобралась с энтропией, важно не закрепить правило её недооценивания с переводом «стрелок» на ребёнка убийственными фразами: — Ты должен! Ты обязан!
Совсем не понятно, что из этого долга будет завтра. Какая неопределённость вне домашнего свойства вмешается в вашу жизнь и жизнь ребёнка, как повлияет на ваши нервные системы и что изменит в вашем доме.