Анкетирование
 
 0
АРазмер
ААА
0Печать

Энтропия в воспитательном процессе

Ребёнок, как сложная система, контроль состояния психики ребёнка, влияние неопределённости

«В психологии понятие энтропии очень многогранно. Фактически оно характеризует то, насколько наша психика справляется с окружающим хаосом, насколько она стабильна в условиях неопределенности.»

Не уклоняясь от смысловой линии, определённой на ресурсе «Без ремня», попробуем сориентировать заинтересованных читателей в непростой формулировке — энтропия. Неопределённость.

Напомним детскую считалочку: «То ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет!»

Давайте представим утреннюю ситуацию из нашей домашней повседневности, наполненной переживаниями и рассуждениями вокруг ребёнка (детей).

Вы собираетесь в гости к бабушке на выходные, ребёнок рад, на небе солнце и движение настораживающих облаков. Что брать с собой!? Зонтик, майки и шорты, сапоги и плащ, тёплые носки. Настольные игры, на случай непогоды или мяч и удочки для рыбалки. Неопределённость! Ещё вчера вечером вам было всё понятно, но зловредные облака появились в одночасье. Вот вам и очередной термин для осмысления — хаос. А ведь было всё «по полочкам». Уже и бабушка звонит в эмоциональном состоянии сообразно рисуемой «картине маслом». Энтропия в психологии началась. Ребёнок заплакал при словах папы — давай не поедем! Мама возражает достаточно эмоционально, добавляя фразу — я уже всё собрала! И перед порогом вырисовывается множество пакетов с необходимым товарным набором. В конце-концов решение принято — едем!

Что же делать в случае иной неопределённости, связанной с внутренним миром ребёнка!? Как мы привыкли повторять в статьях доводы — у ребёнка ежесекундно появляются тысячи новых клеток и тысячи новых нейронных сопряжений, что тоже характеризует неопределённость в его психических реакциях. Кроме этого, биологические процессы функционирования организма (естественные потребности), тоже вносят свою энтропию. Он ребёнок и его надо понять вовремя, иначе он и лужу пустит во время ваших нравоучений. Конечно, можно его припугнуть, наорать на него и пригрозить расправой. Это не про наши методы!

Цель данной статьи простая — в очередной раз напомнить родителям о том, что перед ними очень сложная «биологическая система», управляемая многими факторами, характеризующими человека, в отличие от робота! Вы, дорогие родители, в этом плане мало чем отличаетесь от ребёнка. Если рассматривать и сопоставлять вашу энтропию, хотя бы эмоционального порядка, требующую своевременного осознания. Вот уже папа смотрит на часы и неосознанно торопит ребёнка с уроками (требует срочности послушания), потому что начинается футбольная трансляция. Что делать!?

Мы не будем опускаться в молекулярную физику строения и функционирования ребёнка (человека), как системы! Но напомнить о том, что мир внутри нас и снаружи имеет множество неопределённости, требующей ответственного внимания. Может быть в цыганском таборе перевешивает таборный хаос и дети живут «степными принципами». Тогда почему существует поговорка: «Цыган наказывает ребёнка не тогда, когда он разбил кувшин, а заранее». Что мешает нам заранее просчитать ситуацию на ближайшую перспективу именно в зоне неопределённости — энтропии. Цель благородная — сохранить (найти) бесконфликтную атмосферу в доме. В наших предыдущих рассуждения мы этого касались «Критика и аналитика», «Принцип медвежатника».

«Одной из главных сил, неблагоприятно воздействующих на сознание, является так называемый психический беспорядок (энтропия) — информация, вступающая в конфликт с уже существующими намерениями и отвлекающая нас от их выполнения. Мы называем подобные ситуации разными словами в зависимости от того, что мы переживаем: боль, страх, ярость, тревогу или ревность. Все эти разновидности беспорядка заставляют внимание переключаться на нежелательные объекты, лишая нас свободы использовать его по своему усмотрению. Психическая энергия теряет подвижность и становится неэффективной».

Ещё пару «заумных» строк для погружения в тему и вернёмся в нашу повседневность.

«Системы управления с обратной связью называются замкнутыми системами управления, а системы управления, не имеющие корректирующей обратной связи, - разомкнутыми».

Родители управляют ребёнком выстраивая «замкнутый тип системы», где все обратные связи определены (в нашем случае) «Бесстрашный диалог». Ребёнок в любой момент имеет право возразить, уточнить и дать собственное объяснение по сложившейся ситуации. Родителям остаётся принять «обратную связь» и скорректировать свои действия.

Сам же ребёнок во внутренней организации психики и организма в целом, в большой степени представляет иной тип системы управления — разомкнутая! Он находится в мире иллюзий и абстракций (он растёт и формируется). Детское подсознание формируется «обрывочно» и наполняется смыслами (образами) из мира неопределённости (энтропии).

Мы вынуждены напомнить о существовании родительского авторитаризма, безоговорочном послушании ребёнка при этом. Что происходит если подсознательно у ребёнка возникает несогласие и протест!? Объяснить он не может, а право на возражение отсутствует! Нависать над ним с угрозами — это не по-человечески! Мы не растим неврастеников. Ребёнка надо любить и помогать ему разобраться во всём, что его окружает, даже в зоне неопределённости.

Ребенок не может заснуть при сложившемся внутреннем состоянии (физическом, эмоциональном). На каком-то отрезке времени им управляет «хаос сознания» ( энтропия). Он нуждается в успокоении и приведении психики в состояние равновесия («Сдвиг по фазе»). Ему необходима помощь, чтобы избавиться от многих тревожащих его неопределённостей. Способов для этого много: рассказать добрую историю (сказочку), пообещать солнечный день (он, ребёнок живёт верой в сказку). Если ребёнок переживает на подоспевшую тему «любит-не любит» (вот уж где энтропия!) отношения с ним к этому периоду желательно иметь доверительные, располагающие к открытости. Умения родителей на этот счёт должно хватать.

Сознание может приходить в состояние беспорядка по разным причинам. Прежде всего следует учитывать чувственно-эмоциональное состояние ребенка. Иногда дети отказываются даже от еды на фоне «душевных переживаний». Ранее мы предлагали не оставлять без глубокого внимания ребёнка «Ни дня без наблюдений». Добавить к этому следует то, что мирские неопределённости разного характера тут же проникают в психику человека (ребёнка), порождая внутренний хаос. В завершение статьи советуем ещё раз заглянуть в «На пути к Эго». Хаос в психике не должен влиять деструктивно на рассматриваемый в статье «Гибкий треугольник».

«Всякий раз, когда входящая информация нарушает упорядоченность нашего сознания, подвергая опасности существующую структуру целей и приоритетов, мы оказываемся в состоянии внутреннего беспорядка, или психической энтропии. Продолжительное пребывание в таком состоянии может настолько ослабить личность, что человек лишится способности управлять своим вниманием и достигать целей».

Тема энтропии во всех сферах бытия имеет весомое значение, особенно она актуальна в технических науках и расчётах. При заинтересованности читателей, из популярных источников можно расширить личное понимание функционирования сложных систем, в том числе биологических — человека (ребенка). А мы в очередной раз пожелаем успеха.

27Энтропия в «гибком треугольнике»Не откладывай на завтра42