Вселенная необъятна — это факт! Пространственный масштаб до сих пор измерен только гипотетически. Мы, обитатели планеты Земля, в силу биологических потребностей, довольствуемся тем, что нам доступно, и что возможно иметь в перспективе. Перспектива у каждого своя. Кто-то счастлив малым, а другим надо постичь, добыть, обрести многое.
Мыслительные способности у человека, как разумного существа разнообразны, и в своей практической целесообразности распределены на простом принципе: «Что потопаешь, то и полопаешь». Точнее, что изучил, то и применил. Либо так: «Богу богово, а Кесарю кесарево». Вот мы и договорились о варьировании мыслительными процессами. Точнее, умении выстраивать масштаб мысли.
Говоря о детях и их воспитании, с момента установления разумного контакта с ними, мы должны их этому научить. Если Бог владеет вселенной, то и заботы его о ней требуют широкого взора, и в мыслях и в чувствах. У слесаря (плотника, гончара, пекаря, сапожника) масштабы свои.
Кем ты хочешь быть? Такой вопрос каждый ребёнок получает в своё наступившее время. Хлопая глазами, ребёнок незамедлительно выдаст ответ, а может и многосложное рассуждение. Всё зависит от его абстрактных представлений об окружающем мире. В зачёт идут его природные данные и полученный опыт (знания).
Если собрать под ночным небом маленький коллектив с различными когнитивными способностями, с различными знаниями от выбранных профессий, то можно услышать совершенно разные умозаключения от процесса созерцания мерцающих звёзд. Масштаб мысли каждого участника свой! Вот так, шаг за шагом мы возвращаемся в русло наших воспитательных рассуждений, которые мы начали в статье «Принцип Шерлока Холмса».
Естественно, все беседы с детьми строятся на доверительном диалоге без авторитарных нажимов друг на друга. Эффект должен быть поразительным, поскольку звёзды светят одинаково для всех, вся разница высказываний определена степенью (масштабом) мышления каждого.
Нельзя забывать поговорку: «Сколько в мире людей, столько и мнений». Если каждый человек состоялся в своих убеждениях, то и мысли каждого будут «ютиться» в своих объёмах задействованных нейронов его памяти и в качестве ассоциативных связей между ними. Возможно, что слесарь сможет блеснуть пониманием устройства вселенной, но для этого у него должны быть особые правила жизни с особыми источниками знаний, с личными способностями масштабировать мысли.
Природа каждого ребёнка определена динамикой появления множества новых клеток в тканях его физического тела. Отсюда избыток любопытства и непоседливость в теле. Всё это является удивительным механизмом для того самого ежесекундного масштабирования личных представлений о мире. Остаётся немного — увязать взаимосвязи между простыми сущностями (значениями). Сапожник имеет право не признавать окружающую природу, но тогда его сапоги могут не выдержать практических испытаний.
Продолжая рассуждать, невольно вспоминается афоризм Козьмы Пруткова: «Каждый специалист, как флюс, торчит в одну сторону». Ну, и тут же: «Нельзя объять необъятное». Масштаб суждения взрослому человеку необходим! Детство проходит быстро, очень важно подготовить к взрослой жизни ребёнка эту удивительную способность — масштабировать мысль. У технарей существует термин — агрегировать. То есть, вся комплектация при изготовлении сапог сапожником должна быть увязана в нечто единое и по форме и по содержанию. Так и любая мысль человека (ребёнка) должна быть ёмкой в своём завершении. В отличие от взрослых ребёнок не имеет должной эмоциональной устойчивости при выражении своих рассуждений. Это должно быть понимаемым родителями (воспитателями).
Порою родители, обладая правом на ребёнка, неосмотрительно посягают на его мысли, не давая высказать суждение, тут же начинают давать личное устойчивое объяснение в своей прагматике. А ведь мы уже рассуждали о креативных способностях ребёнка. Достаточно одной «критиканской» фразы и масштаб суждения ребёнка «сдуется», как надувной шарик. Больше того, если это происходит, как расстановка авторитарных ролей, при которых нельзя фантазировать, чтобы не задеть самолюбие близких взрослых, то ребёнок по закону самосохранения устранится, а значит потеряет определённый тренинг по расширению личных представлений о вселенной (статья «Тупик критиканства»). Ну и, конечно, появится определённая развилка на пути развития ребёнка — подавленная воля и порождённый протест.
Страдать будет многое в ребёнке. Самооценка, эмоции, суждение. Масштаб суждения может свернуться до уровня подмётки от того сапога, что ваяет наш образный сапожник.
Современный мир характерен множеством «пустопорожних» смыслов, определённых необходимостью нажатия нужных кнопочек, синтаксической цепочкой в построении функциональных программ повседневного быта. Масштаб смыслов невелик, но привычка, как вторая натура, незамедлительно заполняет сознание человека (ребёнка). Так называемый, системный подход познания исключается. Кнопочки взяли верх! Весь мир стал бороться с порождённой проблемой — гаджеты. Где масштаб креативности у детей!?
В статье «Драйв» отмечена важность воспитания у ребёнка волевых качеств, являющихся опорой собственного «Я» ребёнка, но следует не забывать, что есть интеллект и его практическая миссия — воображение. Без этих двух компонентов человеческой сущности в познавательном и аналитическом выражении не может существовать.
Воображение — психический процесс, способность человека к представлению новых образов на основе имеющегося опыта. Воображение начинает развиваться под влиянием социальных факторов: воспитания, общего образования, атмосферы в доме. Чтобы ребенок мыслил продуктивно и свободно, необходимо копить впечатления об окружающем мире. Опыт взаимодействия с людьми и предметами расширяет кругозор, формирует эрудицию.
В современной терминологии часто употребляется слово «креативность» — это производная от творчества при нахождении нестандартных решений, подходов, то есть, высокая степень индивидуального вклада в любом приложении в любой сфере жизни человека. В контексте текущих рассуждений о масштабе мысли, можно сделать следующий вывод: чем больше масштаб суждения, чем шире опорная часть знаний в любом творчестве, тем креативнее решение (гениальнее). У нас есть подсказка как вырастить гения в статье «У нас растёт гений», она не исчерпывающая, но дающая определённый настрой отношений в семье в этом направлении.
Важно напомнить статью «Три в одном», при наличии представлений о причинах безынициативности детей и недопущении этого в семье. Текущая статья имеет смысл, иначе можно ограничиться перечнем дрессирующий команд, подаваемых ребёнку, с непременным напоминанием о школьных уроках и о его долге их выполнять. Выбирается простой путь стать сапожником и не заморачиваться о посиделках под звёздами.
Возможно, став взрослым, ребёнок что-то наверстает, но задавленная самооценка будет его преследовать всю жизнь. Масштаб мысли примет осязаемые очертания с вполне обозримыми габаритами на каждый день.