«Убеждение основано на осмысленном принятии человеком каких-либо сведений или идей, на их анализе и оценке. При этом заключение может быть сделано как самостоятельно, так и вслед за убеждающим».
«Мнение — понятие о чём-либо, убеждение, суждение, умозаключение, вывод, точка зрения по теме, в которой невозможно достичь полной объективности, основанное на интерпретации фактов или эмоциональном отношении к ним».
Поведение человека опирается в прямом смысле на умение управлять телом, а в абстрактном, на смысловые категории — мнение и убеждение.
Взаимоотношения между взрослыми людьми, а так же между взрослыми и детьми строится по этим принципам.
В воспитательном процессе возникает небольшая путаница, между определением этих категорий. Причина простая — взрослый состоялся, как личность, накопил знания, определяющие его поведенческие позиции. С ребёнком сложнее, поскольку детская категоричность не имеет под собой устойчивости. В зависимости от возраста ребёнка происходит временная фиксация мыслей и чувств. Детские познания непрочны и способны изменяться на коротком отрезке времени.
В применении этих рассуждений имеется немалый смысл для построения методики воспитания без наказания. В художественных произведениях нередко зафиксированы жизненные события, демонстрирующие противоречия отношений взрослых и детей. Ярче произведения о Павлике Морозове трудно, что-либо привести в пример. Мой личный пример так же нагляден. В детстве я получил серьёзную выволочку от отца, офицера флота за то, что в шутку назвал моряка - новобранца «салагой».
Фраза, произносимая отцом: — он Родину защищает, а ты его «салагой» обозвал, до сих пор незабываема.
Возникло противоречие между убеждением взрослого и детским мнением. С точки зрения движения истории, категоричность во взглядах на сегодняшний день приобрела иные формы, но личные мнения и убеждения каждого никуда не делись.
В очередной раз мы упомянем о том, что авторитарные принципы воспитания мы не рассматриваем в рекомендательном звучании. Поэтому давайте все рассуждения построим на объективности и сопоставлении смыслов.
Хочется задать игровой тон в продолжение статьи напоминанием анекдота: « — Не нравится мне «Битлс», а где ты их слышал? — Гиви насвистел». Примерно на таком принципе возникает первичное мнение ребёнка — где-то услышал, где-то подсмотрел. Прочность мнения сомнительна Его закрепление и перерастание в убеждение произойдёт по мере развития ребёнка на его эрудиции.
В статье «Три кита» мы показали, как формируется память ребёнка в различных формах, включая эмоциональную память. Динамика изменения объёма знаний у ребёнка и возникновение связей между областями памяти очень высока. И если убеждения ребёнка ещё вчера были — стать футболистом, то на завтра он может сделать другой выбор — стать теннисистом. Но вскоре от этих убеждений останутся только два мнения, а убеждение перейдёт к водному туризму.
Дополняя ряд принципов, позволяющих иметь бесконфликтные отношения с детьми, необходимо иметь в виду, что личное мнение ребёнка — это бесценно в копилке его самооценки. Ребёнок будет стараться из накопленного перечня знаний и мнений, предметно ориентированных, строить убеждения, характеризующие его личностные черты. Родителям необходимо понимать собственного ребёнка. Любая точка зрения человека имеет значение в житейских оборотах. И то, что ребёнок может дать объяснение, на чём она строится — крайне важно!
Не стоит забывать, обсуждая серьёзные темы с ребёнком, то, что убеждения ребёнка абстрактны, но практика закрепления их в жизни — это задача, совместная с родителями.
Статья на ресурсе «Критика и аналитика» предоставляет рассуждения на этот счёт. Важно не допустить перекоса в диалоге при нахождении единства взглядов и убеждений через доступную ребёнку аргументацию. Даже маленький ребёнок будет яростно отстаивать своё мнение, а может и убеждение, как Павлик Морозов.
В завершение рассуждения напомним о заметке «Дорого яичко к праздничку», в которой рассматривается последовательность родительских действий. Если это учитывать, то любая дискуссия будет конструктивна. И не исключено, что родители примут точку зрения ребёнка. Современные дети продвинуты в развитии, если их не давить авторитетом, то идея «Без ремня» сослужит добрую услугу самооценке ребёнка в процессе формирования его прогрессивных взглядов.