Среди военных есть такая шуточная поговорка: «Не торопись выполнять приказ, дождись, когда его отменят (его всё равно отменят).» У философов такая мудрость: «Если сидеть на берегу реки, то рано или поздно мимо тебя течение пронесёт труп твоего врага».
Можно быть ленивым, инфантильным, пацифистом, а можно иметь поведенческие особенности в соответствии с современной формулировкой — прокрастинация.
«Прокрастина́ция (от англ. procrastination «откладывание», «промедление»; от лат. procrastinatio с тем же значением, восходит к cras «завтра» или crastinum «завтрашний» + pro- «для, ради» — в психологии склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам.
Специалисты связывают прокрастинацию со страхами, связанными с выполнением дела и с прогнозируемыми последствиями их выполнения. Так, причиной откладывания может быть неуверенность в том, что дело удастся выполнить должным образом и результат будет принят и одобрен окружающими. Возможно и обратное: прокрастинатор ограничивает себя из-за подсознательного страха успеха, боясь выделиться из массы, показать себя лучше, чем другие, возможно — стать объектом завышенных требований, критики, зависти. Этот страх может являться следствием негативных установок, заложенных в детстве (фразы в духе: «Не позорь семью», «Ты что, самый умный?», «Ишь, чего захотел», «Лучше синица в руке, чем журавль в небе» и прочие). Во всех перечисленных случаях ключевой причиной откладывания является страх. Причиной прокрастинации является также перфекционизм, проявляющийся в попытке достичь совершенства, концентрации на деталях и игнорировании ограничений по времени и сопряжённый со страхом возможного несовершенства, «неидеальности» результатов работы, которую необходимо выполнить.»
Некоторые родители в системе воспитания применяют жёсткую требовательность в отношении «оценок за результат», без осознания многих реальных ситуаций. Оценка «отлично» в понимании семьи, — это единственная оценка. На этот счёт может быть множество дискуссий. Но гармоничная личность в будущем ребёнка, превыше всего, а так же и психическое здоровье.
Наша задача — проповедовать принципы воспитания детей без наказания, сориентировать родителей в том, что взрослая жизнь получает должный базис (глубинные убеждения: «Глубинная перспектива»), именно в детстве. Сама прокрастинация не относится к категории глубинных убеждений, но то, что лежит в её основе, имеет непосредственное отношение к деструктивным убеждениям, и часто к психическим расстройствам человека (ребёнка).
Деструктивность определена самым простым в понимании чувством — страх! Но страх имеет множество производных, при их наличии человек (ребёнок) использует эти производные в свою пользу. Мы в очередной раз напомним о том, что ребёнок отличается от взрослого. Каждый взрослый состоялся в своих комплексах, а ребёнка ещё можно предостеречь, направить в сторону позитивных характеристик и определений, с чем ему предстоит следовать во взрослую жизнь.
Воспитание ребёнка без наказания у думающих родителей, прежде всего, делает качество обоюдных отношений на добром фундаменте созидания чувств — доверие, уважение, бесстрашный диалог, аналитические способности, отсутствие упрёков и обид. Мы не стремимся идеализировать и абсолютизировать педагогические взгляды, но там, где имеется основа для порождения будущих неудач и проблем у детей, наши усилия непримиримы с авторитарными принципами воспитания.
Прокрастинация у взрослых и детей определена прежде в двух зонах психики — это чувственное восприятие с внутренней реакцией и мыслительная способность человека. Самая хрупкая область в детях — это чувственная, она берёт на себя нагрузку неожиданных «прессов», создавая блок защиты. Самая простая реакция — это плач.
В статье «Сдвиг по фазе» мы начали рассуждать о эмоциональных диссонансах в отношениях с детьми. К рассуждениям по сегодняшней теме можно отнести и следующее: «Тупик критиканства», «Послушание на протесте».
При недооценке родителями детской ранимости, очень скоро у детей закрепляется нерешительность и страх сделать ошибку в самостоятельных действиях, страх получить наказание. Вот первая и самая устойчивая причина прокрастинации.
Многие родители принимают за лень «саботаж» ребёнка, но это разные вещи, хотя и то и другое требуют внимания, осмысления и корректировки. Плачущий ребёнок не может сделать домашнее задание своевременно — не знает как, боится ошибиться и доводит себя психически до безразличия — хоть убивайте.
Если это бытует изо дня в день, то прокрастинация ребёнка очень скоро станет избегающим расстройство личности (ИРЛ) и он будет всячески изворачиваться, как чувственно, так и «болезненным» бездействием. Почти нулевая мотивированность в развитии, сильная привязка к гаджетам, там его мало что обязывает к своевременному выполнению личных обязательств по всем пунктам жизни.
Прокрастинация у взрослых может иметь логическую (расчётную) обоснованность. Жизнь сама заставляет рационально распоряжаться ресурсами, без ущерба в результате. В ссылках на статьи сторонних специалистов детально даны пояснения по существу темы. Все специалисты в один голос высказываются о становлении прокрастинации в раннем детстве, и о том, что взрослым это вредит.
Родителям остаётся небольшой выбор — недопущение, признание собственной неправоты, оставить всё как есть. Но мы, создатели ресурса «Без ремня» будем хранить уверенность в благоразумии наших читателей, и постоянно желать удачи.