Анкетирование
 
 0
АРазмер
ААА
0Печать

Не спугните Эйнштейна

Основа мотиваций, проблемы внимания ребёнка

Современный мир великолепен и, вместе с тем, опасен и бесперспективен в деле сохранения человеческих качеств.
Мир информационных технологий, роботизация, искусственный интеллект становится некой подменой человеку. Не все воспринимают технологические достижения как инструментальные средства, помогающие человеку реализовать личные способности в разных проявлениях.

Лучшими пользователями с потребительским отношением к достижениям НТП становятся дети. Множество кнопочек, множество мерцающих экранов мгновенно захватывают волю и внимание ребёнка. С точки зрения занятости ребёнка, не так уж и плохо, НО!

Это «НО» стало тревожить не только педагогов и специалистов медицины, включая психологов и психиатров, но прежде всего думающих родителей. Тема обсуждения спорная, мир с НТП не повернуть вспять.

Опять дилемма! Что делать? Дети теряют мотивации в познавательных процессах, за них всё решено в их ближайшем окружении. Нажал кнопочку и всё на ЭКРАНЕ!

А что ты сделал сам? Что тебя впечатлило в этом творчестве? Как ты собираешься выстраивать своё будущее?
Встречный вопрос возникнет незамедлительно - ЗАЧЕМ?!

Прогрессивные родители тут же пролистают все страницы интернета по теме МОТИВАЦИИ ребёнка.

Пожалуйста! Всё идёт в ногу со временем. Любые услуги, любые советы. Тут же вас начнут учить молоденькие девушки и сутуловатые юноши по заданной теме. Непременно в терминах иностранного языка. Вперёд! Оплачиваем модерновый курс и ждём эффекта!

А теперь давайте всё по порядку. Мотивации - какие? 

Естественно, те, что беспокоят, то есть, отсутствующие у ребёнка. Берём чистый лист бумаги и начинаем делать записи. Вы попались, уважаемые родители! Готовьте бюджет семьи.

Не убегая от лейтмотива на ресурсе «Без ремня», всё-таки стоит разобраться в «физике процесса» возникновения мотивационных побуждений у ребёнка.

Рассмотрим две опорных сущности: внимание и чувства ребёнка. Это зашито в ребёнке с его рождения. Вот он смотрит впервые на облака, он чувствует удобство от этого процесса: облако закрывает солнце и оно не слепит глаза! Первая связка — я делаю, мне приятно!

Подобных связок будет бесконечное множество в жизни ребёнка. Специалисты называю это познавательным процессом, гармоничным развитием личности, основой счастья человека. Вот мы и договорились до необходимости помочь построению счастья ребёнка.

Немного иронии, поставим чувства впереди внимания.

— Я хочу! — Нельзя! — А я буду! — Накажу!
— На, только не ори!

Кнопочки, шарики, тилинь-дилинь. Ребёнок при деле! «Чем бы дитё не тешилось лишь бы не плакало!». И так изо дня в день до глубокой старости! Пошутили!

Все мотивации человека строятся на его внимании, то есть на способности воспринимать окружающее, познавать его и делать это в гармонии с самим собой на принципе - я хочу, я могу, я буду, мне нравится! Так вот — я хочу это и есть первая производная от ВНИМАНИЯ. Какого, спросят психологи, — непроизвольного, произвольного или послепроизвольного?!

«Послепроизвольное внимание» — это такое состояние человека, когда он полностью сосредоточен на определённом предмете. Но это даётся ему легко, без усилий, а результатом является полученные знания». Можно сказать и опыт.

Мы подошли к самому главному? Непроизвольное внимание ребёнка — это дар божий! И если этому дару содействовать, не препятствуя в его развитии, то можно не беспокоиться за его мотивации. Ребёнку всё интересно!

Первый шлепок и первое одёргивание ребёнка в неосмотрительности взрослых резко сужают область мотиваций в сознания  ребёнка, ответственную за непроизвольное внимание. Появляются страхи, тревожность, «выгодливость». Дальше следует воспитательный процесс и внимание ребёнка становится в прагматике взрослых произвольным, то есть по правилам:

— Ты это должен увидеть! — Тебе это пригодится в жизни!
— Ты без этого не станешь..!

Кем оно не станет, ваше замечательное чадо!? А надо ли становиться кем-то, если это не приносит удовольствия!? А тут кнопочки! Дави, лови, стреляй, побеждай, зарабатывай!

Ещё немного по делу. Задача родителей научится понимать тонкий механизм перехода внимания ребёнка в категорию ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОГО. Ребёнок начинает получать удовольствие от процесса, в котором он сам заинтересован, сам контролирует напряжение воли и сам получает результат — радость и восторг от потраченных усилий! Накопление в сознании ребёнка связок: внимание-восторг, происходит шаг за шагом.

Накопление в сознании ребёнка связок внимание-восторг, происходит шаг за шагом. Буквально на всём, окружающем нас, происходит непростая тренировка. Цель — сделать послепроизвольное внимания непроизвольным, в обратном порядке, в то самое, дарённое Богом. 

Тренироваться можно на всём воспринимаемом, от полёта шмеля до старта космической ракеты, от увиденного в окне движущегося автомобиля до рассмотрения падающих звёзд, загадывая желание.

Важно, чтобы тренировки происходили на основе любви и понимании ребёнка, на умелом взаимодействии с ним, на умении маневрировать при всех его эмоциональных состояниях.

53Нашла коса на каменьПуть через отчаяние16