«Самоадаптация — способность человека самостоятельно приспосабливаться к изменившимся жизненным условиям для достижения гармонии с самим собой и окружающим миром.»
«Психическая адаптация — перестройка динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды.»
Взаимоотношение детей и взрослых чаще всего строится на предлагаемых установках со стороны родителей (воспитателей). Такая схема закрепляется в повседневности, но терпит сбои по причине периодического непослушания ребёнка. Причины кроются в неожиданном протесте со стороны детей и требуется принять эту неожиданность, как изменение «жизненных условий», в какой-то момент каждый требует своё. Возникшая ситуация нуждается в «самоадаптации» каждой из сторон, прежде всего — это психическая настройка (адаптация).
В рассуждениях на предложенную тему стоит коснуться ниже следующих понятий, определяющих (влияющих на) психическое состояние человека (ребёнка) и его душевный настрой:
Если рассматривать человека как самоадаптивную систему природы и общества, то следует брать во внимание психику и биологическую основу человека, включая основные процессы управления психикой (нервной системой).
В процессе адаптации человека в конкретный момент (ситуация, среда пребывания, физические ресурсы) в нём непроизвольно активизируются множественные биохимические и мыслительные (когнитивные) процессы в зависимости от ситуации и готовности.
Если сравнивать взрослого и ребёнка, то необходимо определить прежде всего разницу в следующем: взрослый человек имеет опыт и знания, как результат теоретических и практических обретений; ребёнок ничего этого не имеет и активно нуждается в помощи, обучении, обретении знаний и навыков. Самое важное — ребёнок нуждается в понимании необходимой навигации, как в топологическом, так и смысловом определении окружающего пространства.
Если для определения маршрута нужен компас и приборы навигации, то для осмысления происходящего вокруг потребуется разобраться с самостью — собственной психологической целостностью.
Возвращаясь к целям воспитательного процесса, следует понимать, что может определять психологическую целостность ребёнка. Естественно, для каждой возрастной ступени своя конкретика. В начале статьи даны определения того, что может в комплексе влиять на личную уверенность человека (ребёнка). Попробуем сделать рассуждения по каждому определению отдельно в рамках общей концепции ресурса «Без ремня».
«Психомоторика — совокупность сознательно управляемых двигательных действий. Главное в психомоторике — это исполнение, объективная реализация субъективных процессов.»
Сказать проще, каждое действие со стороны ребёнка — это осознанная избирательность в соответствии с его убеждениями на текущий момент. И если ваш малыш опробовал мамину щеку на прочность, то в этом нет воинствующих принципов. Гуманизма тоже нет. Этому он научится чуть позже с вашей помощью. Дети с небольшим жизненным опытом более умелые, но неожиданно могут растеряться в новой ситуации. Возникает стопор в действиях или непредсказуемость.
«Психосоматика — влияние души и духа на тело человека. Психосоматические заболевания — это заболевания внутренних органов и систем, возникающие в результате душевного (психологического) неблагополучия. Основными психологическими причинами недугов являются гнев, страх (тревога) и чувство вины.»
К ребёнку психосоматические определения (исследования) могут иметь прямое отношение. Ряд его чувственных переживаний тут же находят продолжение в теле. Но пока дошли до врача всё нормализовалось. Если конкретная ситуация в чувствах закрепилась, не исключено, что рано или поздно симптомы перерастут в диагноз. Вспомните, что такое «медвежья болезнь».
«Уверенность — состояние ума, в котором ум выражает согласие суждению без страха ошибиться (прочность убеждения и веры).»
Последовательно рассуждая, мы подошли к пониманию на чём строится уверенность человека. Чем может быть определена прочность уверенности в процессах самоадаптации и какие способы возможны для возвращения устойчивости «духа и тела». Там, где родители владеют этими представлениями, и используют их при воспитании детей, можно с уверенностью предположить, что наш слоган ресурса «детей надо убедить» работает безотказно. Дети с уверенностью отстаивают свою точку зрения без эмоциональных срывов и психосоматических проблем.
В предыдущей статье «Сила образа» были затронуты принципы построения символов, из которых складывается опорная часть мотиваций ребёнка, его способности к абстрактному суждению и ассоциативному восприятию.
В своём развитии ребёнок обретает множество знаний в различных форматах и систематизации. Но использование на практике знаний и приобретённых навыков всех уровней неразрывно связано с психосоматическими особенностями каждого человека. Для сохранения принципа «в здоровом теле здоровый дух» необходимо тренировать обе сущности, неразрывно связанных между собой. Безусловно, для ребёнка это тоже важно и в некоторых ситуациях реакция ребёнка острее чем у взрослых.
В статье «А какое оно завтра» затронута идея рассуждений и переживаний ребёнка о завтрашнем дне. Мир иллюзий ребёнка ярок и полон конструктивных ожиданий. Это очень тонкий механизм всего детского существа. Ребёнок верит в успех завтрашнего дня! Если это связано с его непосредственным участием и требует уверенности в самом себе, то это следует опекать и поддерживать в воспитательном процессе.
Взрослые более избирательны и прагматичны в своих фантазиях, но очень схожи с детьми в части лучших ожиданий. Таким образом мы подошли к верхней настройке сознания человека. Человек должен верить в успех, готовиться к успеху и уметь сохранять уверенность в случае иных сценариев завтрашнего дня.
При упоминании символизма, как важного элемента системы воспитания, можно сопоставить религиозные догмы в качестве примера для выстраивания домашних принципов воспитания в каждой семье. В этой части рассуждений можно упомянуть «символ веры», что является кратким изложением основ христианского вероучения.
На наш взгляд в каждой семье, помимо верхних философий и причастности к ним членов семьи, стоит сделать свой классификатор символов и образов, которыми можно руководствоваться при определении «что такое хорошо и что такое плохо» в отношениях с ребёнком (детьми). Формат и перечень может быть безгранично-разнообразным. Тем более, совет иметь созидательные образы прозвучал в статье «Сладкий образ».
В завершение статьи хочется дать определение слову мантра поскольку это не противоречит использованию домашних форм в деле воспитания. По той же схеме: образ-символ-мотивация.
«Мантра — это слово, фраза, звук или символ, который повторяется многократно для достижения определенных целей. Мантры используются для медитации, концентрации, успокоения ума и духовного роста.»
Можно рассмотреть мантру естественного происхождения. Тут и полюбившаяся музыкальная композиция, которую вы слушаете многократно в течение дня и короткая фраза (поговорка, стихотворение). Мелодия окрыляет и вселяет веру в успех, заряжает энергетически своим гармоничным складом. Повторение текстов закрепляет их смысловое значение.
Можно рассмотреть слоган с нашего ресурса: «Дети сами себя наказывают, вам остаётся их в этом убедить». Мантра! Из интернета, при желании, на многие случаи воспитательной жизни удасться сделать замечательную подборку.
В религиозных семьях особая роль в душевном настрое отведена молитвам. Об этой сфере все разговоры вне нашей компетенции.
Наш ресурс ориентирует заинтересованных читателей в существовании различных форм самоадаптации, как родителей, так и детей, при сохранении эмоционального баланса на предлагаемых принципах воспитание детей без наказания.