В производственной сфере денежный аванс рассматривается как необходимость финансирования части необходимых ресурсов на старте проекта. Это, прежде всего, приобретение необходимых материалов и подтверждение серьёзных намерений заказа на исполнение проекта.
В нашем случае аванс будет рассмотрен, как некое воздействие на сознание ребёнка и его эмоциональное состояние, в процессе его неоднозначного поведения в различных ситуациях. Аванс рассматривается практикой, на которой ребёнок выстраивает промежуточное осознание процессов, в которых он оказывается задействованным (игра, поручение родителей, любые самостоятельные действия из позволяемого ряда).
Психика человека имеет определённую инерцию в перестройке с одного состояния на другое. Примерно, так же, как и в случае решения инженерного проекта, где требуется финансирование наперёд — аванс для выстраивания подготовительной базы.
У ребёнка перестройка более инертная, чем у взрослого. Тем более, он ограничен в самостоятельности принятия решения. Недостаточность опыта и знаний не даёт ему с лёгкостью сосредоточиться на процессе, который от него требуется по поручению, просьбе родителей, либо по его личной инициативе.
В таких ситуациях реакция родителей очень важна. Но зачастую родители ошибочно опережают ритмику ребёнка и вмешиваются с критикой, замечаниями и наказаниями. Это выбивает ребёнка из его внутреннего сосредоточения и вводит в состояние страха и неуверенности. Если такая практика со стороны родителей закрепилась, то инициативность и внимание ребёнка падает, ребёнок терпит стресс, и вскоре он начнёт протестовать и уклоняться из-за опасений спонтанного вмешательства родителей.
Основные назначения выдаваемого аванса:
Родители часто недооценивают эмоциональную готовность ребёнка в той или иной ситуации по причине собственного непонимания (отсутствие личного опыта, спешка, авторитаризм).
Ребёнок попадает в ситуацию перенапряжения, как у минёра, — нет права на ошибку. Он начинает ошибаться от привнесенного волнения. Характер ошибки может быть различный — отвлёкся, поссорился, сломал деталь, разлил краску и т.д. Ребёнок сам знает цену таких неудач и по наблюдениям за другими детьми и по отношению к себе. Дети тяжело переносят неудачу, особенно в присутствии сверстников. Падает самооценка ребёнка.
Поэтому, при желании закрепить ответственность ребенка, самостоятельность, уверенность в себе, авансы имеют значительную пользу. Пусть не с первого раза, у ребёнка нарабатывается опыт сохранения добрых отношений с родителями! А родители при этом пожинают плоды собственного умения, приобретая уважение ребёнка!