Современная психология широко практикует в опорной части рассмотрение расстройств личности (РЛ) у взрослого человека, пути их диагностирования и популяризация знаний в применении при отношениях в обществе. В медицинских классификаторах (справочниках) РЛ великое множество. Доля того или иного расстройства присутствует у каждого взрослого человека, при этом, по его оценке не мешает жить в случае стороннего обращения внимания на это.
Цель наших рассуждений простая и сориентирована, естественно, на будущее детей, на их высокие способности и качественные личностные характеристики. В статье «Поиск компромиссов» мы представили на обсуждение такой характеристике личности, как ригидность, и определили влияние этого качества на взаимоотношения в семье, с целью формирования представления родителей о взаимосвязях психологических факторов при воспитании детей. Продолжая рассмотрение РЛ в поведении взрослого человека важно понимать первопричину их возникновения и пути недопущения развития РЛ у детей.
Хочется сразу оговориться, что мы не призываем родителей стать профессионалами психологами. На этот счёт есть хорошая поговорка: «сапожник ходит без сапог». В рамках ресурса «Без ремня» сделаем выборочное рассмотрение необходимой информации, чтобы наш читатель (родитель) не успел стать тем великим «сапожником», у которого «дети ходят босиком».
В данной статье в соответствии с названием статьи «Три в одном», мы коснёмся трех тесно связанных расстройств личности, которые желательно не допустить во взрослую жизни ребёнка, что может определять его будущее в сильной степени.
Речь пойдёт об «Избегающем расстройстве личности», которое так же характеризуют, как уклоняющееся и тревожное. Ниже даётся справочная информация по симптоматике этих расстройств:
Избегающее расстройство личности (ИРЛ); Уклоняющееся РЛ; Тревожное РЛ.
К симптомам ИРЛ, не являющимся диагностическими критериями, относят:
- чрезмерный страх отвержения или неодобрения окружающими;
- избегание межличностных взаимоотношений;
- чувство собственной неадекватности;
- сниженная самооценка;
- недоверие к окружающим;
- самоизоляция от общества;
- крайняя степень стыдливости/робости;
- чрезмерная застенчивость;
- самокритичность по поводу проблем в отношениях с окружающими;
- гиперчувствительность к критике;
- крайняя тревожность и чувство неловкости в социальных ситуациях;
- проблемы в профессиональной деятельности;
- чувство одиночества.
Люди с тревожным расстройством личности слишком озабочены своими недостатками и формируют отношения с другими только если уверены, что не будут отвергнуты. Потеря и отвержение настолько болезненны, что эти люди выбирают одиночество, вместо того, чтобы рисковать в отношениях с людьми.
Попробуем ответить на простой вопрос: Чему родители уделяют больше внимания — будущему ребёнка или настоящему? Не спешите с ответом. Прост ли вопрос на самом деле?
В нижеследующем рассуждении мы хотим сориентировать родителей в ряде взаимосвязанных проблем в процессе воспитания детей, во взаимоотношении с детьми, и понимании того, что имеет неблагополучную перспективу в развитии.
Сами названия совершенно чётко отвечают на существо проблемы. Человек тревожится и начинает избегает именно того, что его тревожит. Взрослый человек в силу практической целесообразности способен регулировать эти уклонения, хоть и испытывает высокую степень психологического (психического) напряжения. Это и отличает взрослого от ребёнка. Ребёнок страдает, но не может себя преодолеть, что с ним идёт во взрослую жизнь и там лишает его многих начинаний («дельных» мотиваций).
Мы не претендуем на углубление в чужую сферу психологи и психотерапии, но ряд ориентиров будем продолжать формировать, не уклоняясь от концепции ресурса «Без ремня». Напоминаем о нашем вопросе в начале статьи и начинаем рассуждать, определив две противоположных сущности в детях.
Первая. Ребёнок от природы наделён избытком энергии и уверенностью в себе, чтобы он не творил его трудно переубедить. Но можно, забегая наперёд, выражу такую уверенность. Он легко соглашается на любую инициативу, не имея «тормозов». Избыточно смел и бесстрашен.
Вторая. Ребёнок от природы избыточно нерешительный, скромный и вдумчивый. Принимает любые решения тяжело и не сразу. Его надо уговаривать, убеждать и поддерживать.
Как мы помним, генеральной линией ресурса следуют два раздела: «Любви много не бывает», «Бесстрашный диалог». Другие разделы имеют своё великое значение, но даже на двух упомянутых можно минимизировать ошибки воспитания в семье. Ошибки неизбежны, но минимум их желателен.
Что касается поддержки со стороны родителей, то в ней одинаково нуждаются обе рассматриваемые категории. Полагаться на то, что ребёнок сам найдёт своё «не тревожное» будущее не стоит. Теперь приступим к построению модели взаимоотношений с ребёнком при вытекающих последствиями, и зарождением «Избегающего расстройства личности» (ИРЛ).
«Вода камень точит». В нашем случает это и хорошо и плохо. Если изо дня в день твердить ребёнку из инициативной категории одно и тоже на предмет его недочётов в поведении, сдерживать его, одёргивать и ругать. Ругать принародно, с оскорблением, обзывая. То ребёнок начнёт устойчиво тревожиться за свои инициативы, сомневаясь в их надобности и целесообразности. Он начнёт «уклоняться» от всего, дабы не получить нарекание. Станет замалчивать свои планы в обсуждении, так как и там его одёрнут и напомнят о его неспособности быть таким же «цельным» и вдумчивым, как некто (сосед, родственник, друг). Самооценка ребёнка перейдёт в «подполье» и начнёт резко падать.
Что родители сделали не так? Прежде всего не выразили участие и поддержку там, где ребёнок смел, прав и заинтересован (из позволительного). Задели собственное достоинство ребёнка — он такой от природы, он пока не может быть другим! Не настроили отношения в регулярных обсуждениях на примере статьи «Критика и аналитика». От критики он устал, а анализировать не научен. И даже выразить личное мнение у него нет возможности, его воспринимают «разрушителем».
Клиент для будущего «уклониста» готов. Вскоре появится нерешительность, безынициативность и скрытность. Энергию сложно удержать, вот вам и абьюзер ко всему прочему. Но пока он будет избыточно дерзить и всячески протестовать.
Переходим ко второй группе индивидов. Ну, робкий он. Тихий! А в тихом омуте, что? Правильно — черти водятся. Они заведутся потом. Первая причина общая — особенности ребёнка не учтены, поддержка не выстроена, избыток критики, оскорблений, одёргивание. Ребёнок ещё больше погружается в себя и начинает тревожиться. Цель достигнута! Чуть позже будет избегать всего. Выступлений со сцены, неинтересных (на его взгляд) игр, предлагаемых родителями. Начало для ИРЛ сделано. Чуть позже, лет через 10. Не уговорите ни на что.
— Он у нас безынициативен и никакие мотивации с ним не происходят. Ничего не хочет. Только игра в компьютер (ТФ). А что вы хотели? Там он успокаивается на время и не тревожится в незнакомых для него процессах.
На самом деле мы коснулись общей проблемы воспитания — безучастие родителей, как в настоящем ребёнка, так и с переходом в будущее.
Не можете сами, приведите туда, где ребёнок выразит себя при своих особенностях. Где его не обзовут и не унизят. Где он будет чувствовать поддержку и понимание.
Конечно мне приходится идеализировать, рисуя образ Арины Родионовны в близстоящем рассмотрении к вашему Сашеньке (Ванечке, Наташеньке, Верочке).
Приверженцы авторитаризма выскажут незамедлительно своё «фе» со словами:
— Нас никто за ручку не водил, мы сами всего достигли. «Битиё» определяет сознание. Пусть тревожится и закаляется.
Как минимум глупое заявление на сегодняшний день. Стоит понять насколько изменилось информационное поле вокруг ребёнка. Происходящий сумбур с потерей ценностей в ориентирах и размытое мировосприятие по простой причине — ТРЕВОЖНОСТЬ.
Вот поэтому специалисты в области психиатрии объединили три категории в одну. Рано или поздно, в настоящем или в будущем к ним придут клиенты с ИРЛ.
Социализация в школе — это первая ступень уровня расстройства. Дальше надо гармонично вписываться во взрослую жизнь: многое уметь и не уклоняться от большого ряда жизненно-важных тем.
Хотя данное РЛ не диагностируют до определённого возраста, но понимать стоит то, что в дни стремительного развития прогресса думать и уделять внимание надо беспрестанно в одинаковой степени настоящему и будущему детей с точки зрения их психологической состоятельности.