«Тяжело в учении, легко в бою». Этот принцип живёт с нами с первого дня рождения.
Как гармонично объединить два соседствующих процесса в воспитании маленького человечка, который уже рвётся в бой, опережая все последовательности этапов обучения!?
— Вот вырастешь, тогда и будешь сам делать (варить, пилить, рулить).
Объяснение чёткое, но не совсем понятное — сколько ещё надо ждать?!
— Когда я был маленький, говорит каждый ребёнок в возрасте от 3 и до 15 лет.
А тут постоянно слышится — ты ещё маленький!
— Не согласен!
Самое большое противоречие в отношениях между родителями и детьми — это плавающая пограничная зона в восприятии друг друга. Вот тут-то и требуется всё умение родителей найти нужный формат представления ребёнка взрослым в его собственных глазах. Чем больше ограничений и назиданий у ребёнка, тем сильнее в нём выражение протеста при отстаивании своего «взрослого Я». И если не предоставить возможность ребёнку побыть взрослым в нужных инсценировках, то он и взрослым по-настоящему останется маленьким ребёнком.
Что делать!? Первым делом надо определить формат отношений, начиная с диалогов - сделать их на равных. Зачастую форма обращения такова - папа сказал, ты ответь маме, бабушке. Для ребёнка складывается дистанция — тут я, а там они. И ожидание «взрослости» выстраивается в конфликт. Многие родители, заблуждаясь, таким образом, удерживают взросление ребенка и затягивают воспитание доверия к нему.
Это можно считать недооценкой личной роли в воспитании ребёнка, а так же принижение его достоинств.
Однажды я наблюдал, как учат детей возраста 3-7 лет горным лыжам во Франции. В подтверждение моих рассуждений там звучит обращение тренера к детям — месье, Александр! — Вы, Жаклин. Тем самым дети закрепляют в своем поведении взрослое восприятие и легко втягиваются в любую игру! Нетрудно смоделировать, что даст наш подход в противовес такому — папа сказал, — дядя сказал.
Я сам не раз попадал на замечания со стороны — почему ваш ребёнок вас называет по имени, бабушку Тоней, а внук называет бабушек Катя и Надя! И почему он спорит с вами!? Разве так можно с взрослыми!?
Из личного опыта и по прочтённым сторонним материалам, скажу — можно! Даже нужно!! Ребёнок считает себя взрослым и старается доказать это с полной ответственностью!
И ему не надо долго объяснять, что учительница Мария Ивановна будет разговаривать с ним на равных (если она ориентируется в вещах)! И ещё одно наблюдение — на итальянском пляже мальчик 4 лет объясняет семье свою точку зрения со всем итальянским темпераментом, жестикуляциями и мимикой настоящего «итальяшки». По лицам всей семьи (человек 7) видно, что ни кто не сделает ему замечание по ходу пьесы!
Так что, дорогие родители, вы сначала определитесь в своих чувствах и целях. Это ваш Иван Иванович так выражает свое мнение и точку зрения! Не мешайте ему в этом!! Он взрослый!!