Наш ребёнок подрастал, радуя всех близких непосредственностью и приобретенным умение отстоять свои «границы». Как модно сейчас говорить в среде профессиональных воспитателей. На тот период обмен опытом воспитания происходил из «рук в руки» среди друзей, таких же молодых и неумелых родителей. Ребёнок располагал к себе в любом месте нахождения, выражая уверенность во взгляде и открытость поведения.
В два годика он с радостью встречал наших друзей, с чётким умением дифференцировать в своём восприятии каждого.
Дядя Саша — друг! И как только он появлялся в доме, точнее в десятиметровой комнате коммунальной квартиры, куда он и привёз нас троих на «ушастом запорожце» для временного проживания при ожидании получения квартиры.
Как только перед дядей Сашей открывалась дверь, ребёнок бежал навстречу с громким звуком на губах — дж-и, изображая звук работающего мотора. Два часа пути на машине дали свой результат. Дядю было за что уважать! А тут ещё необычный подарок на День рождения.
— Сколько ребёнку лет?
Ребёнок не совсем понимает, что от него требуется, и родители тут же идут на помощь с ответом.
— Два годика.
Из портфеля достаётся пакет.
— Два килограмма орехов фундука!
— И инструмент — молоток!
Дубовый паркет периода Шереметьева позволял безбоязненно молотить орехи, не опасаясь за возмущение соседей. Это после переезда всё началось. И это, и то — нельзя! А пока жизнь складывалась из своей детской размеренности и свобод. Главную свободу определял процесс отрывания кусков обоев и рисования на стенах карандашами. Всё равно стены уходили под предстоящий ремонт. И конечно катание на троллейбусах «Б и 10» по окружности Садового кольца, где при хорошей погоде удавалось побывать в парке Горького и «просадить на карусели» копеек 80, а иногда и два рубля, но это были особо удачные дни.
Свершилось! Молодая семья, обретя самостоятельность с получением квартиры переезжает в пригород.
— Не нравится мне ваша квартира!
К этому периоду трёх летний ребёнок обладал умением хорошо говорить и запасом английских слов в количестве 30-35. Правда путаница возникала с произношением, и «тейбл» почему-то назывался «бедл», видимо, близость размещения стола и кровати в комнатёнке внесла свою правку.
Но на уличные вопросы — Как дела? Ответ был бойким:
— Вэлл!
Ура! Новые обои ценою двух-дневных очередей грациозно засияли на стенах той самой, недооценённой квартиры ребёнком.
О, ужас! Старые привычки коммунальной жизни сработали!
И на стене появился висящий лопухом кусок обоев.
Беда! Надо наказывать! Как!? Ребёнок до этого момента не знал, что такое наказание.
— Поставить в угол! Старый дедовский способ.
Ребёнок призывается на «ковёр» где проводится «разбор полётов».
— Ну, теперь ты понял, почему нельзя рвать обои?
— Да, понял!
Лично я не заметил глубины раскаяния ребёнка, и что-то щемящее возникло у меня в груди. А что делать? Ну, да ладно.
Первые две минуты тишина в том злосчастном углу, но вскоре послышались всхлипы.
— Пойди, посмотри!
— Лучше ты!
Ребёнок, склонив голову к стеночке, тихо проливал слёзы, периодически вытирая их маленьким кулачком, а следом мокрую от слёз ручку высушивал, втирая всю горечь обиды в те самые ненавистные обои.