Анкетирование
 
 0
АРазмер
ААА
0Печать

Бесстрашный диалог

Общение с ребёнком «по душам», помощь ребёнку

Как только ребёнок сделал первый шаг и произнёс первый звук, ему не надо мешать в развитии, а только помогать! Он знает всё и всё умеет! Главное, что он в этом уверен! Личная уверенность ребёнка — это добрая основа для формирования многих форматов общения с ним. И то, насколько ребёнок свободен в этой уверенности, определяет фундамент его развития на всём протяжении жизни. Не мешать!? Такая постановка вызовет множество возражений у большинства родителей и воспитателей!

Тут речь идёт о простом, что вы хотите получить в процессе воспитании ребёнка?! Развитие воли, речи, способности и свободе мыслить, умению убеждать, отстаивать своё «Я».

Есть у вас желание терпеть собственного ребёнка!? Тут в меня полетит множество камней. Ребёнок наш, что хотим то и делаем, а терпеть — это глупо! Нас никто за ручку не вёл по необходимому списку жизненного опыта!

Это я слышал много раз и, что самое обидное, от неглупых, на первый взгляд, родителей. На первый взгляд! Но второй взгляд наступает очень скоро. И череда противоречий и конфликтов наполняют цивилизованную семью. А ведь могло быть по-другому, не прояви родители абсолютного упрямства.

Ну, раз ребёнок всё знает, то и отвечать будет смело и бойко на вопрос — а знаешь, что это такое?! (большой перечень предметного рассуждения).

— Да, знаю!! И что это такое? С такой же лёгкостью ребёнок говорит — не знаю!

Внимание! Начинается развилка дорог в будущее вашего ребёнка!

— Ну, как же ты не знаешь, мы же с тобой вчера, позавчера, а ты забыл что ли. И дядя Петя тебе говорил и тётя Маша...

Всё! Шлагбаум опустился! Ребёнок «схлопнулся» в своём доверии, получая множество «отчитываний», упрёков, а, порою, и гневности в свой адрес.

Из личного опыта мне удалось осознать те малые крупицы истины — ребёнок доверил своё НЕ ЗНАЮ Вам!! А вам решать, что с этим делать!

В многочисленных общениях с ребёнком просто необходимо помочь наполнить его пустующие словари:

  • значение слов;
  • словосочетаний;
  • принципов;
  • явлений;
  • всего того, что его окружает звуками, смыслами, формами и содержанием.

И при этом не нарушить той самой уверенности «всезнайки» в искреннем НЕ ЗНАЮ!

Каждый день мы с ребёнком обсуждали в пределах 20-30 смысловых значений. Следующим днём возникали новые НЕ ЗНАЮ и процесс обретал лавинный характер. Ребёнок с радостью слушал интересные истории и быстро научился останавливать рассказ, уточняя — а это что такое?! Радовала обретаемая ребёнком уверенность в собственной правоте. Ведь, он мог доверить, своё НЕ ЗНАЮ мне, и тут же получить доброе и понятное объяснение (важно не перегрузить ребёнка непонятными форматами объяснения, тут надо стараться его понять).

Таким образом, у ребёнка сформировалась бесстрашная любознательность! Его не отчитывают, не упрекают. Не наказывают!

Мир ребёнка избыточно абстрактен. Это происходит с ним отдельным порядком, неподвластным никаким силам. Если только силе родительского «дуболомства». Здесь и я бессилен в своих рассуждениях! Примерно к 10 годам у ребёнка закрепляется свобода избирательности из многих сфер знаний. Прочно закрепляется уверенность в том, что он всегда получит ответ, на своё НЕ ЗНАЮ. К этому времени он с лёгкостью оперирует словарями, благо интернет под рукой! Да и вы рядом!

А вы продолжаете подкидывать маленькие хитрости — в современном языке «лайфхаки».

— Ты знаешь (где-то там, что-то такое...)?

— Знаю! А вот тут начинается новая фаза воспитания воли.

Ваш ребёнок уже действительно много знает!! Ему 10 лет!

К 10 годам самомнение ребёнка находится в переходном состоянии. С одной стороны — это уверенность в себе, а с другой, — это объективная оценка окружающих.

Начинается конфликт с окружающим миром. В этот список попадают: родители, родственники, друзья, одноклассники и даже учителя. Ребёнок стремительно входит в фазу максимализма. Противоречия внутреннего Я строятся на диссонансе резкого старта роста «каркаса» (физическое развитие) при отстающем умении контроля эмоций. Отставание оценивается самим ребёнком во внутреннем настроении. Те знания, которые он имеет, не дают должного практического закрепления в действиях. Значимость поступков, суждений и умение общения терпят практические испытания.

Ведущую роль в мотивациях ребёнка начинают занимать кумиры. В информационном пространстве ребёнка к этому периоду накапливается много примеров для подражания. Но, подражать, — это опять попасть под критику всего окружения. Или в коварную ловушку. К кому понесёт свои сомнения и переживания ребёнок!? Скорей всего туда с кем был выстроен ранее «бесстрашный диалог», с обоюдным доверием, резонансом чувств и разума.

Неустойчивость психики ребёнка на этот период естественна, он растёт всеми клетками своего организма. А наличие прочных поведенческих форм пока не имеет устойчивости по простой причине: реальная практика должна сформировать и закрепить все представления ребёнка о жизни. Вот тут и начинается роль того самого диалога! С кем?! И чего следует ожидать от самого ребёнка при этом диалоге!? Простого ожидать! Бесстрашного заявления ребёнка — НЕ ЗНАЮ! Следует рассмотреть ряд отношений ребёнка с перечисленными участниками. Начнём в обратном порядке.

Друзья!

В этом возрасте детская дружба строится на интуиции и совместном «разгильдяйстве», а не на осмысленном поведении. Начался соревновательный период, который может закрепить дружбу. А может и разрушить. Всё дело в прочности самомнения. Именно в прочности, выстроенной на реальном потенциале — в знаниях, волевой способности и первом опыте находить компромисс.

Неуверенность в себе у ребёнка порождает ложную самооценку и необходимость постоянно маскировать личную неспособность, а это частые конфликты с друзьями при стремлении доказать, что ты не «лох» в их глазах.

Учителя!

Априори учителя надо слушаться, уважать и опасаться. Почему опасаться?! Согласен — ощущение надуманное, но профессионализм педагога зачастую содержит избыток властности, и при этом сказать ему НЕ ЗНАЮ чревато множественными нравоучениями. Зачем нарываться?

Родственники!

Это особая категория наблюдателей с самого рождения ребёнка. С кем-то отношения получились, а с кем-то нет, и каждый родственник, чаще всего, использует ребёнка в построении личных отношений с его родителями. Это жизнь! Хорошо, если в списке родственников есть те, к кому можно просто так прийти без опаски. Чаще всего это бабушки и дедушки. Они мудрые!

Родители!

Вот тут можно говорить до бесконечности, постоянно возвращаясь к первой пелёнке ребёнка. К сожалению, категория родитель — это тоже ученики, взрослеющие вместе с ребёнком, совершающие свои поисковые демарши в педагогике. Но зачастую — это обыкновенные «троечники», не стремящиеся к развитию. Любовь к ребёнку! Это тот самый спасительный балансир, который выручит и приведёт к должному результату. А результат простой — ребёнок всегда принесёт своё НЕ ЗНАЮ хотя бы к одному из любимых и уважаемых родителей! А если родители к тому же и друзья, то успешный ответ в «бесстрашном диалоге» гарантирован!

69В капкане