Эмоции человека — это комплексный показатель работы всей психики человека на отрезке времени. Точнее сказать, — это импульс психических проявлений, как производной функционирования разума человека и его сознания. Эмоции возникают в тесной связке с чувствами человека, оказывая влияние на их развитие.
Мы вплотную подошли к структуре управления сложной системой человека.
Если рассмотреть временной отрезок длинною всей жизни человека, то можно увидеть как чувства видоизменяются во времени, становятся более сдержанными и контролируемыми разумом. Можно предположить, что со временем над ними возникает определённый контроль со стороны всей психики.
Нейронные сети накапливают знания и опыт человека, разум обретает большую аналитическую способность и все подсистемы жизнеобеспечения становятся более послушными рациональным регламентам поведения человека.
Вместе с этим окружающий мир, будто бы, основательно изменился. И дело вовсе не в том, что материальное пространство стало иным. Многие технологические прорывы дали возможность оперативного решения проблем и неопределённости различного характера. Первым делом поменялся быт, — он стал удобней и комфортней.
А что стало с чувствами!? Какие там произошли позитивные перемены, какие неопределённости устранились за счёт немалого периода времени!? Какой приобретённый опыт стал содействовать во многих жизненных процессах!?
Вот теперь пора вернуться в рамки ресурса «Без ремня». Эта статья должна стать цементирующей в опубликованном «энтропийном триптихе», завершённом рассуждением «Энтропия — непростая реальность».
«Энтропия в теории управления — мера неопределённости состояния или поведения системы в данных условиях. Технологическая энтропия — «количественная мера отставания данной технологии от наивысшего в мире уровня,
принимаемого за единицу.»
Если рассмотреть человека системно, его нейропсихическое управление попадает под некую аналогию технических систем прежде всего при обработке внешних воздействий (окружающая среда, частное общение, собственные абстрактные мотивации бессознательного порядка).
Неопределённость во всех воздействиях характеризуется нечёткими характеристиками и носит название, всё также — энтропия. Наглядней примера, как человека в состоянии любви, придумать сложно. В нашем случае мы будем рассматривать любовь родителей к детям.
Что-либо взять за эталон «мирового уровня» непросто. Постараемся охватить перечень факторов конструктивного и «не очень» влияния. Естественно, в оценочной терминологии будем применять энтропию успеха, либо вероятность неуспеха.
Самой первой публикацией на ресурсе явилась статья «Любви много не бывает». В ней была сделана попытка противопоставить объективную критику с аналитическими выводами против не абстрактного заявления родителей — любим! Далее пошла деталировка по шкалам причинно-следственных связей. И вот мы уже вычисляем степень хаоса в воспитательном процессе и составляющих его неопределённостей. Цель остаётся прежней — обратить внимание родителей на возможные причины неудач.
Бытующая поговорка: «В каждом дому по кому» поможет нам расширить данную статью в ряде смыслов, сопоставимых между собой. О каких комАх может идти речь? Какого размера эти комЫ? Из чего они сделаны? И конечно напрашивается вопрос: какова неопределённость (энтропия) влияния этих комОв целиком и по «кусочкам», их составляющих? А ведь речь пойдёт о чувствах взрослых людей и ребёнка (детей).
Тут процесс не менее сложный чем устройство вселенной. Там тоже положение планет меняется ежесекундно, как и компоненты чувственного набора (плюс эмоции).
Может мы усложняем!? Взять авторитарных родителей, которые не заморачиваются ни своим душевным состоянием ни чувствами детей. Там всё с минимальной энтропией, там конкретика — есть команда, её надо выполнять. Но наши дети не роботы. Об этом мы тоже стали напоминать часто по мере расширения состава информации для осмысления.
Такая фраза, как «от слова халва во рту слаще не становится» может послужить укором в наш адрес. Энтропия! Энтропия! Что из этого!? Действительно, при оценке чувств её нельзя ни взвесить на весах ни измерить эталонным метром! Тем более мы пытаемся определить энтропию успеха в выражении чувств, ведущих к успеху в воспитании детей!
Видимо, заинтересованным читателям придётся самим выстроить «шкалы и лекала» измерения видимых успехов в семье. Эмпирически (на практике), наблюдая «хорошее и плохое», выстроить чувства, осознать причины мгновенного порождения эмоций, закрепить практику недопущения срывов. Таким образом наработается «мерило» энтропии успеха. Субъективных оценок морально-нравственных категорий существует немало произошедших из многих образов реальной жизни.
Культура, искусство в этом послужат доброй опорой. Наблюдение ежедневных зарисовок из бытовых ситуаций должно срабатывать.
В популярных источниках есть много рассмотрений «домашнего хаоса» и пути его приведения к минимуму.
Как пример — наведение порядка в жилище, что приведёт к систематизации и регламентам отношений.
Стало часто использоваться понятие личные границы психологического толкования, это тоже в пользу дела, уменьшения хаоса в эмоциях.
Прежде чем определить сущность личных границ, давайте сформулируем базовые понятия того, на чём строится индивидуальная реакция участников общения, опекающих эти границы.
Каждый человек, вступающий в контакт, подсознательно имеет поведенческие особенности, позволяющие приблизить собеседника, насторожить или отдалить. Механизмом в этом служат психические проявления такие, как эмоции и чувства.
Эти категории нейропсихической активности человека не могут отражать его состояние без неопределённости.
У каждого человека своя шкала оценки ситуации (своего состояния), своя «биологическая прочность», в результате чего мы получаем энтропию в чувствах (эмоциях). На одно и тоже событие у каждого человека в поведении своя энтропия. Происходящий энергетический обмен может как усиливать эту энтропию, так и уменьшать. Что в таких ситуациях важно знать каждому взрослому (дети младшего возраста до определенной поры руководствуются правилами, определёнными взрослыми наставниками при их неточном исполнении).
Нижеследующие определения заимствованы из следующего источника.
«Эмоции и чувства — это понятия, которые часто используются в повседневной жизни. Но не всегда ясно, что они означают и как связаны. Многие считают, что это одно и то же. Однако с точки зрения психологии это разные виды психических процессов, имеющие свои особенности, функции и проявления. В статье расскажем, что такое чувства и эмоции, и в чем отличие между ними.
Чувство — устойчивое эмоциональное переживание, которое возникает в процессе отношений с окружающим миром. Чувство отражает личную значимость объектов, субъектов или явлений для человека, его потребности, интересы, ценности, установки. Чувства могут быть положительными или отрицательными, сознательными или бессознательными, яркими или слабыми, простыми или сложными.
Чувство возникает не в ответ на одно событие, а в результате повторяющихся эмоциональных реакций на те или иные стимулы. Оно формируется и вырабатывается в ходе развития и воспитания человека. Чувство требует рефлексии и регуляции".
Эмоция — это кратковременное переживание, возникающее в ответ на какое-либо событие или ситуацию. Эмоции выражают оценку значимости события для индивида и его потребностей. Они сопровождаются физиологическими изменениями в организме (повышение или понижение давления, изменения сердцебиения, дыхания и т.д.), а также внешними проявлениями (мимика, жесты, поза, голос и т.д.). Они могут быть как реальными (связанными с конкретной ситуацией), так и воображаемыми (связанными с представлением о будущем или прошлом). Они характеризуются интенсивностью, кратковременностью и изменчивостью переживания.»
Мы дали определение важных основ для понимания себя и других людей в любых жизненных ситуация. Степень энтропии носит индивидуальный характер в поведенческой динамике индивидов. Результирующая энтропия успеха суммируется из потока разновидностей чувств и эмоций.
Способность понимания сути чувств и эмоций помогает сориентироваться в следующем:
Перечисленные позиции поведенческих навыков имеют большую важность в воспитательных процессах, в ситуациях, когда участниками общения становятся дети. Методические рекомендации на этот счёт имеются во многих источниках профессиональной ориентации среди педагогов (воспитателей). Наша основная цель — показать значение степени неопределённости при том, или ином эмоционально-смысловом обмене. Первая попытка рассуждений сделана в статье «Сдвиг по фазе».
«Кроме того, эти два психических аспекта различаются по своим выражениям и реакциям. Эмоция проявляется более ярко и интенсивно, она может быть выражена в виде радости, гнева, страха или грусти. Чувство же может быть более тонким и скрытым, например, любовь, благодарность или сожаление.
Чувство возникает на основе эмоций, а не наоборот. Оно более длительное и стабильное, более сложное и многообразное. Эмоции быстро меняются в зависимости от обстоятельств, а чувство сохраняется даже при изменении ситуации. Они проявляются автоматически и интуитивно, а чувство требует рефлексии и регуляции, его проще контролировать.»
В завершение рассуждений об энтропии мы коснулись общих характеристик и влияния усилий неопределённого характера (с высокой энтропией) на систему психической организации человека. Явление поведенческого хаоса, смысловой неразберихи со стороны взрослых безусловно захватывают ребёнка в свою атмосферу. В этой атмосфере ребёнок не может долго находиться вне конфликта «внутри себя». У детей особая чувствительность на этот счёт. Отсюда ряд неопределённостей в их поведении. Протест, непослушание, агрессия, а в основе лежит внесённый хаос в их энергетическое поле, ответная реакция с их стороны имеет два направления следования: внутрь себя — это неврозы, наружу — это эмоциональная неустойчивость и необъяснимая агрессия. Хотя, любую энтропию можно вычислить до молекулы, до нейрона нервной системы. Мы сделаем попытку разобраться и с этим.