В статье «Дерево целей — цепочка успеха» мы предложили рассмотреть возможность планировать и реализовывать отдельные составляющие цельных решений. Достигаемые цели определяют закрепление навыков у детей, правил, поведенческих норм в отношениях с детьми.
То, что попадает в область планирования определяют родители, выявляя необходимость различного значения. В том числе это касается и родительского умения. Целесообразность такого подхода определена инерцией развития нейро-психического комплекса у ребёнка.
В психотерапии существует метод схема-терапии, который схож в своей основе с «деревом целей», разница лишь в том, что схема-терапия исправляет упущения в сформированной психике у родителей (взрослых) в прошлом, а дерево целей нацелено минимизировать воспитательные ошибки в настоящем.
В обоих случаях есть общие характеристики достигаемых значений.
Схемы это глубинные убеждения человека, и они проявляются в поведении, эмоциях, мыслях, на языке схема-терапии в «режимах».
И неважно, осознаём мы наши схемы родом из далёкого прошлого или нет: они всё равно влияют на наши чувства и реакции в настоящем.
Проведём аналогию: чтобы ребёнок был физически здоров, должны быть удовлетворены его потребности в хорошей еде, сне, он должен жить в комфортной квартире и много двигаться. Если он чего-то из этого недополучает, то может чаще болеть и отставать в развитии.
То же касается нашей психики: удовлетворение базовых эмоциональных потребностей помогает ей развиваться гармонично. И если такие потребности регулярно не удовлетворяются, формируются дезадаптивные (или дисфункциональные) схемы.
На сегодняшний день в схема-терапии говорят о пяти ключевых группах эмоциональных потребностей:
Если метод построения «дерева целей» заинтересует прогрессивных родителей, то следует просмотреть материал из схема-терапии с целью объективной оценки «цепочки успеха» и определения поведенческих ролей воспитателей и из форм.
Исследуя схемы конкретного человека, важно задавать вопросы даже о вещах, которые могут казаться незначительными. Как часто родители играли с малышом и брали его на руки? Как хвалили и ругали? Чем поощряли? Достаточно ли времени уделяли ребёнку? Воспитатели, учителя, бабушки и дедушки, старшие сёстры и братья тоже могут внести вклад в формирование как позитивных, так и дезадаптивных схем.
В указанной статье про дерево целей мы рассмотрели два простых примера — обучение велосипеду и тренировка на перекладине. Рассуждая глубже, попробуем представить более сложную конструкцию графа, который затрагивает формы поведения не только детей, но и родителей. Игнорировать отдельные смыслы, это значит цепочка следования к верхней цели будет с разрывом (деструктивной) и не даст должного эффекта.
Попробуем сделать конструкцию «дерева целей» с верхним значением (целью) — наладить послушание ребёнка (детей).
Начнём с этапа «обследования объекта» и предварительного изучения возможных первопричин неуспеха. В некоторых случаях может потребоваться опыт и знания специалистов.
То, что можно почерпнуть из публикаций на нашем ресурсе имеет взвешенную проработку.
Результаты наблюдений непослушания и важность деталей:
Непослушание — верхняя проблема | Деталировка проблемы |
---|---|
Возможные причины: | Формирование цели: |
Формат отношений | Изменение формата |
— родительский монолог | — переход к диалогу |
— отсутствие успокоения | — пауза для успокоения |
— игнорируется мнение ребёнка | — принятие мнения ребёнка |
— окрик, команда | — исключение из практики |
Нет игрового формата | Применение правил игры |
— авторитарное давление | — выработка компромиссов |
— нет общих интересов с ребёнком | — развить, как важное |
— нет поощрений (чёрствость) | — создание радостей |
Отсутсвие мотиваций у ребёнка | Расширить круг интересов через обсуждение желаний |
— нет общих восторгов | — совместное освоение |
— деструктивная критика | — убеждающая аналитика в беседе |
Ограниченные познания | Погружение в интересы вместе с ребёнком |
— нет доверительного общения | — исключить страх, волнение ребёнка |
— нет помощи в изучении | — репетиторство, кружок |
— приказной тон родителей | — исключить из обихода |
Специфика характеров | Практика уступок |
— нет выдержки у родителей | — определение ролей в семье |
— обидчивость | — принять во внимание, не допущение, через паузу |
— волевая слабость у ребёнка | — повышение самооценки через похвалу на мелких поручениях |
Проявление непослушания ребёнка выражается в различных формах: пререкание, протест (негативизм), агрессия.
Мы не рассматриваем послушание ребёнка на авторитарных требованиях.
В представленной схеме рассмотрения учтены недочёты в отношениях, ведущих к эмоциональным диссонансам, исключающих бесстрашный диалог при невозможности нахождения примирений и компромиссов.
В каждом случае непослушания родители должны увидеть чем оно вызвано, насколько устойчивые его формы. Каждая промежуточная цель согласовывается в семье в избежание разногласий и методической неопределённости.
Само послушание становится промежуточной целью в цепочке достижения воспитательных успехов, приводит отношения с ребёнком к обоюдной доброжелательности и возможности формировать личностные качества у ребёнка (детей).