Анкетирование
 
 0
АРазмер
ААА
0Печать

Планировка успеха

Воспитание чувств ребёнка, взаимоуважение в семье, исключение агрессии

В статье «Дерево целей — цепочка успеха» мы предложили рассмотреть возможность планировать и реализовывать отдельные составляющие цельных решений. Достигаемые цели определяют закрепление навыков у детей, правил, поведенческих норм в отношениях с детьми.

То, что попадает в область планирования определяют родители, выявляя необходимость различного значения. В том числе это касается и родительского умения. Целесообразность такого подхода определена инерцией развития нейро-психического комплекса у ребёнка.

В психотерапии существует метод схема-терапии, который схож в своей основе с «деревом целей», разница лишь в том, что схема-терапия исправляет упущения в сформированной психике у родителей (взрослых) в прошлом, а дерево целей нацелено минимизировать воспитательные ошибки в настоящем.

В обоих случаях есть общие характеристики достигаемых значений.

Схемы это глубинные убеждения человека, и они проявляются в поведении, эмоциях, мыслях, на языке схема-терапии в «режимах».

И неважно, осознаём мы наши схемы родом из далёкого прошлого или нет: они всё равно влияют на наши чувства и реакции в настоящем.
Проведём аналогию: чтобы ребёнок был физически здоров, должны быть удовлетворены его потребности в хорошей еде, сне, он должен жить в комфортной квартире и много двигаться. Если он чего-то из этого недополучает, то может чаще болеть и отставать в развитии.
То же касается нашей психики: удовлетворение базовых эмоциональных потребностей помогает ей развиваться гармонично. И если такие потребности регулярно не удовлетворяются, формируются дезадаптивные (или дисфункциональные) схемы.

На сегодняшний день в схема-терапии говорят о пяти ключевых группах эмоциональных потребностей:

  • безопасность и связь со значимыми взрослыми;
  • возможность выражать свои эмоции и нужды;
  • возможность проявлять самостоятельность и действовать автономно;
  • установка реалистичных, понятных и разумных границ;
  • возможность регулярно проявлять спонтанность и играть.

Если метод построения «дерева целей» заинтересует прогрессивных родителей, то следует просмотреть материал из схема-терапии с целью объективной оценки «цепочки успеха» и определения поведенческих ролей воспитателей и из форм.

Исследуя схемы конкретного человека, важно задавать вопросы даже о вещах, которые могут казаться незначительными. Как часто родители играли с малышом и брали его на руки? Как хвалили и ругали? Чем поощряли? Достаточно ли времени уделяли ребёнку? Воспитатели, учителя, бабушки и дедушки, старшие сёстры и братья тоже могут внести вклад в формирование как позитивных, так и дезадаптивных схем.

В указанной статье про дерево целей мы рассмотрели два простых примера — обучение велосипеду и тренировка на перекладине. Рассуждая глубже, попробуем представить более сложную конструкцию графа, который затрагивает формы поведения не только детей, но и родителей. Игнорировать отдельные смыслы, это значит цепочка следования к верхней цели будет с разрывом (деструктивной) и не даст должного эффекта.

Попробуем сделать конструкцию «дерева целей» с верхним значением (целью) — наладить послушание ребёнка (детей).

Начнём с этапа «обследования объекта» и предварительного изучения возможных первопричин неуспеха. В некоторых случаях может потребоваться опыт и знания специалистов.

То, что можно почерпнуть из публикаций на нашем ресурсе имеет взвешенную проработку.

Результаты наблюдений непослушания и важность деталей:

Непослушание — верхняя проблема Деталировка проблемы
Возможные причины: Формирование цели:
Формат отношений Изменение формата
— родительский монолог — переход к диалогу
— отсутствие успокоения — пауза для успокоения
— игнорируется мнение ребёнка — принятие мнения ребёнка
— окрик, команда — исключение из практики
Нет игрового формата Применение правил игры
— авторитарное давление — выработка компромиссов
— нет общих интересов с ребёнком — развить, как важное   
— нет поощрений (чёрствость) — создание радостей
Отсутсвие мотиваций у ребёнка Расширить круг интересов через обсуждение желаний
— нет общих восторгов — совместное освоение
— деструктивная критика — убеждающая аналитика в беседе
Ограниченные познания Погружение в интересы вместе с ребёнком
— нет доверительного общения — исключить страх, волнение ребёнка
— нет помощи в изучении — репетиторство, кружок
— приказной тон родителей — исключить из обихода
Специфика характеров Практика уступок
— нет выдержки у родителей — определение ролей в семье
— обидчивость — принять во внимание, не допущение, через паузу
— волевая слабость у ребёнка — повышение самооценки через похвалу на мелких поручениях

Проявление непослушания ребёнка выражается в различных формах: пререкание, протест (негативизм), агрессия.
Мы не рассматриваем послушание ребёнка на авторитарных требованиях.

В представленной схеме рассмотрения учтены недочёты в отношениях, ведущих к эмоциональным диссонансам, исключающих бесстрашный диалог при невозможности нахождения примирений и компромиссов.

В каждом случае непослушания родители должны увидеть чем оно вызвано, насколько устойчивые его формы. Каждая промежуточная цель согласовывается в семье в избежание разногласий и методической неопределённости.

Само послушание становится промежуточной целью в цепочке достижения воспитательных успехов, приводит отношения с ребёнком к обоюдной доброжелательности и возможности формировать личностные качества у ребёнка (детей).

20Среди тонких материйДерево целей — цепочка успеха49