Ре́вность — негативно окрашенное чувство в межличностных отношениях, которое возникает при недостатке внимания, любви, уважения или симпатии от любимого или очень уважаемого человека в то время, как кто-то другой якобы или действительно получает их от него. Это развитая эмоция с уникальным мотивационным состоянием, направленным на противодействие другим узурпировать важные отношения. Также ревность определяется как эмоциональное состояние, устанавливаемое у лиц, испытывающих мнимую или реальную угрозу утраты ценности отношений со значимым субъектом.
Ревность является феноменом сложной психологической природы, она проявляется у людей, начиная с детства. В области человеческих эмоций ревность — одно из самых трудных и неприятных переживаний. Необузданная ревность влечёт за собой серьёзные конфликты.
Идея написания статьи по заданной теме вызрела давно, но старт произошёл в результате конкретных наблюдений. Два чудесных ребёнка (брат и сестра) не смогли поделиться между собой (уступить, стерпеть, преодолеть каждый себя) в активной игре с участием любимых и авторитетных для них взрослых.
Внимания детям было предостаточно, не говоря о выражении в их адрес искренней любви (они так воспитаны, нет дефицита любви и внимания к каждому). Был найден компромисс — два одинаковых вещественных предмета игры с разной окраской, но ревность уже сработала дети были неуправляемы.
Что сложилось из моих наблюдений:
Дети легко общаются при наличии отдельных игр у каждого и не оспаривают мнение друг друга, просматривая общее видео. «Резня» начинается при совместном конструировании в присутствии авторитетных взрослых. Но игра — кукольный театр под папину режиссуру проходит безупречно.
К сожалению ревность может быть причиной разногласий и там, где один ребёнок. Понимание ролевых расстановок в семье (коллективе) требуют более тонких расмотрений.
Психологи предложили несколько моделей для изучения процессов, лежащих в основе ревности, и определили факторы, приводящие к ревности.
Социологи продемонстрировали, что культурные убеждения и ценности играют важную роль в определении того, что вызывает ревность, и что представляет собой социально приемлемое выражение ревности.
Биологи определили факторы, которые могут бессознательно влиять на выражение ревности.
В процессе присутствует неуправляемый гормональный перекос.
Вот мы и подошли к важному, определяющему фактору возникновения ревности, это биохимические процессы — гормоны. Повлиять на их выработку непросто, так же, как и в момент страха на адреналин.
НПК взрослого человека порою не поддаётся регуляции из-вне, а что можно взять с ребёнка. С юноши (девушки) в период гормонального «разгардажа».
На тему ревности написано много художественных произведений, дидактического материала и психологических трактатов. При желании всё это легко находится в информационном поле интернета. Наша роль прежняя — дать ориентир заинтересованным родителям с целью минимизации эмоциональных диссонансов в семье.
Со своей стороны напомним опорные статьи в этой связи: «Принцип круглого стола», «Тупик критиканства», «Критика и аналитика».
Если ваши дети обладают способностью ревновать, значит они учатся отличать высокие значения ценностей от пустяков. Значит они имеют стремление обладать ими, защищают и чувствуют разницу. В родительскую роль мы не будем вносить рекомендательные установки. Если родители приняли к сведению статью «Любви много не бывает», мы спокойны.
Не оставляйте детей одних надолго без присмотра
И не навязывайте уход и заботу о младшем старшему в ваше отсутсвие. Старший ребенок остается точно таким же ребенком, как и младший (при этом не важно, сколько ему лет) — не забывайте об этом и не перегибайте палку. Это вы несете ответственность за обоих своих детей, а не тот, кто родился у вас первым, поэтому свои проблемы навешивать на ребенка не нужно.
Многие родители, столкнувшись с ревностью старшего ребенка к младшему, стараются уделять одинаковое количество внимания обоим детям, что вполне логично. Но на самом деле это – ошибка. Безусловно, младший ребенок требует постоянной заботы, но главная задача сейчас – уделять внимание старшему, который находится в стрессовой ситуации и сам справиться с ней не в состоянии. Младший ребенок воспринимает всю ситуацию как данность, другой жизни у него не было. Внимание должно быть не «поровну», а пропорционально потребности детей в этом внимании, и сейчас такая потребность выше у старшего ребенка, так как он переживает психотравмирующую ситуацию.
Еще одна распространенная ошибка родителей – это перекладывание ответственности на старшего ребенка. Да, конечно, он старший, он уже многое умеет и может помогать, но он не обязан это делать. Уход за маленьким, как и его появление – это ответственность родителей. Старший ребенок остается ребенком – ему хочется играть, гулять, смотреть мультики – присмотр за младшим должен быть в удовольствие. Можно приучать старшего к этому в игровой форме, но заставлять силой, аргументируя это тем, что «ты же старший!» – неправильная позиция, которая приведет к нарушению коммуникации между вами и детьми.
Из множественных наблюдений за поведением младших детей, особенно девочек можно смело делать выводы, в том, что младшие очень скоро начинают провоцировать ревность (гневность, возмущение). Пусть это будет отдельной темой рассмотрения на ресурсе «Без ремня».