«Времена меняются и мы вместе с ними»
Прежде чем начать рассуждение на серьёзную тему современного дня, напомним двумя абзацами идею рассказа
Леонида Пантелеева «На ялике». Рассказ повествует о событиях времён войны, представляя отрезок судьбы детей, принявших на себя взрослую ответственность в силу трагических обстоятельств.
« ...Манька, сестра Матвея, ждала ялик на другом берегу. Когда мы причалили, она забрала весла у брата и послала его обедать. Сама же ловко управляя лодкой, повезла людей на другую сторону.
Матвей ушел, ялик тоже скрылся из виду, только солдат стоял на берегу и размышлял о смелости и отваге этих маленьких детей.»
Развитие современной психологии обрело стремительность в постановке многих тем (проблем) к обсуждению.
Среди них «злобой дня» стали проблемы нарциссов и инфантилизма у людей с незрелой личностной основой (эмоциональная незрелость).
В психологии незрелая личность - это человек, для которого характерны детские эмоциональные реакции, поведение и мышление, при том, что он уже давно вырос. По сути, это инфантилизм, состояние «не взросления». Это недоразвитие, отсутствие целостности, неполноценность.
Серьёзность темы требует должной глубины рассмотрения в поставленных целях ресурса «Без ремня», а именно - воспитания детей без наказания. Фактически, большая часть статей ресурса даёт объяснение причин возникновения тех или иных проблем личностного развития детей. Среди них представлены характеристики диагностируемых расстройства личности, в том числе и инфантилизм.
Термин «инфантилизм» произошел из латинского языка, означает «младенческий, детский». Психический инфантилизм понимается как несоответствие поведения, эмоциональных реакций, волевых функций возрастным требованиям. В повседневной жизни инфантильными называют людей, отличающихся наивностью, зависимостью, недостаточным владением общих бытовых навыков. Международной классификацией болезней (МКБ-10) выделена отдельная нозологическая единица – инфантильное расстройство личности. Кроме этого, психический инфантилизм является симптомом неврозов, психопатий, реакций на стресс.
Основные, взаимосвязанные причины возникновения и существования проблемы определены двумя составляющими:
1 - Наследственная отягощенность. Существуют генетические и конституциональные особенности, передающиеся ребенку от родителей. Скорость созревания корковых структур, метаболические процессы, инертность нервной системы – факторы, влияющие на формирование инфантилизма.
2 - Стиль воспитания. Развитию инфантильности способствует ограничение свободы ребенка, повышенный родительский контроль. Психическая незрелость – результат гиперопеки или деспотического воспитания.
Практическая часть наших рассуждений по заданной теме коснётся в большей мере второй составляющей, это выбор стиля семейного воспитания при недопущении ряда отклонений от признанных норм личностных характеристик самих воспитателей.
В статье «Мы родом из детства» мы коснулись обсуждения проблем взаимоотношений с детьми, что безусловно переходит в их взрослую жизнь. Взаимосвязь в смысловой части текущей статьи выводит на состоявшиеся рассуждения - «В спарринге», где дано расширенное представление об эмоциональном интеллекте и его развитии.
Любого интеллекта много не бывает, что и определяет дальнейшую судьбу ребёнка при его социализации. Современная проблема воспитания детей стала выражаться такой формулировкой, как эмоциональная незрелость индивида. Тут в одинаковой мере можно упоминать самих родителей и их детей.
Ориентируя ранее заинтересованных читателей («Детская психология», «Психология для родителей» - в приложении к ресурсу сторонних публикаций) в том, что психологические «инфекции» не менее опасны чем вирусные, а порою обретают размах уровня эпидемий. Безусловно, любая «инфекция» тормозит развитие человека, особенно в период детства при большой потребности в синхронизации (эмоциональной и когнитивной), сказать проще, в родительском понимании и поддержке ребёнка.
Тут пойдёт следующий блок публикаций «Принцип синхронизации», «Сила мечты», «Дрессура».
Продолжая раскрывать тему «незрелости личности», переходим к понятию «эмоциональная незрелость», и тут же к принципам построения эмоционального интеллекта у ребёнка.
Эмоциональный интеллект — это умение распознавать свои и чужие эмоции и управлять ими. Если IQ измеряет интеллектуальные, логические и аналитические способности человека, то EQ - личные и социальный навыки. Получится подружиться с эмоциями - сможете наладить отношения и с людьми.
Признаками развитого эмоционального интеллекта считаются:
- способность распознавать эмоции и чувства окружающих по - мимике, жестам, голосу, поведению;
- эмпатия, интерес к чувствам собеседника;
- умение внимательно слушать, доносить свои мысли и работать в команде;
- понимание природы собственных эмоций, их причины и характера;
Эмоциональный интеллект состоит из самосознания, саморегуляции, социальных навыков, мотивации и эмпатии. Эти аспекты взаимосвязаны: они формируют основу для успешного общения и принятия решений. Эмпатия — это умение чувствовать и понимать эмоциональное состояние окружающих.
Ещё раз напомним, что на тему «эмоциональной незрелости» высказались все ведущие психологи. Дублировать смысловую часть мы не будем, тем более многие ошибки родителей в своём неумении мы представили: «Энтропия в чувствах», «Принцип медвежатника», «Цена обиды», «Одиночество - способ спасения?».
Будущий ребёнок ничего не знает о своих родителях, это Лунтик из мультфильма, что будет ему помогать в личном развитии, кто и как будет его любить и воспитывать ему так же не известно. Одно можно отметить, что на его пути будут психопаты и нарциссы, незрелые личности в различных характеристиках. Авторитарные дяди и тёти, вгоняющие его в недоумение. Любимые (до поры) папа и мама, которых ребёнок сумеет обогнать в своём развитии (хочется в это верить).
Плохо если «незрелый папа» наказывает ребёнка без способности воспринимать его эмоции, и понимать чувства ребёнка, или «незрелая мама» отказывает ребёнку в общении «по душам» при огромной эмоциональной (чувственной) его потребности.
Ребёнок вновь наказан, отчитан и не получил должного-взрослого участия со стороны «незрелых родителей», не закрепил светлый образ личного навыка. «Сила монолога», «Послушание на протесте».
Хочется пожелать успехов всем «типам» родителей в воспитании детей. Время стремительно, что требует воспринимать его движение на конструктивной, созидательной основе. «Кризис возраста или кризис жанра».