Анкетирование
 
 0
АРазмер
ААА
0Печать

Сила образа

Формирование целевых ориентиров в интересах ребёнка, выстраивание и закрепление мотиваций

Если не доводить восприятие различных символов и образов до фетишизма*, то кроме пользы в воспитательном процессе ничего другого быть не может.

Фетиш — предмет, вещь, становящаяся объектом поклонения.

*Фетишизм — культ неодушевлённых вещей, слепое поклонение этим вещам

Символ — условный знак каких либо понятий, явлений, идей.

Символизм и его практическое предназначение преследует человека на протяжение всей жизни, даже служит неким связующим механизмом между поколениями, как в абстрактном рассмотрении, так и в реальном предметном представлении и в отдельных сферах жизни.

В мире поэзии определилось целое направление символистов. За счёт этого поэзия получила новую красоту в образности поэтической мысли, обрела новые масштабы.

Что нам мешает совместить три представленных значения при общении с детьми и в практике их воспитания!? Важно не доводить до абсурда, не поспешить с ложным образом. Повзрослев, ребёнок сам определит личный перечень абстрактных представлений и множество взаимосвязей между ними. Важно ему самому научиться пользоваться этим.

В статье «Три кита» мы сориентировали читателя на механизм восприятия человеком (ребёнком) окружающего пространства.

Но кроме простого копирования в исследовании окружающих явлений и размещения в сознании (памяти) образов, способность человека идёт дальше. Абстрактное мышление вступает в процесс управления сознанием человека. Множество символических образов определяют идеологию развития общества, как в отдельных сферах, так и в общественных формациях. Ассоциативное восприятие и развитие данной способности человека следует неразрывно рассматривать с абстрактным и креативным форматами мышления, что так же тренируемо. Ребёнок в этом плане уникален, он с радостью втягивается в «сказочный мир», состоящий из символов и интересующих его образов. Что и подмечено в статье «Не спугните Эйнштейна».

Сделаю художественное отступление. На горнолыжном склоне в те давние времена дефицита и ограничений случилось интересное знакомство с маленьким лыжником возраста 4-7 лет. Экипированный во всё импортное, ребёнок стоял на склоне без перемещений, занимая позу значимого постамента. Никакие уговоры родителя не давали результата. Ребёнок улыбался, был спокоен, доволен и никуда не собирался катиться. Чуть позже было знакомство с ним, его звали Максим, его папа позволил взять сына под опеку, чтобы самому покататься с горы.

Первым делом ребёнок сделал важные для себя уточнения, задав несколько вопросов, и тут же отвечая:

— У тебя лыжи новые?! А у меня новые! «Россиньолы», а очки «Унексы», палки «Кольт».

На мгновение мне стало неловко в своих «бэушных» «Элланах» и старенькой повседневной куртке. Смущение было недолгим, я воспользовался ключевыми вопросами:

— Лыжи дорогие!? Хочешь научиться кататься!?

Ребёнок, оправдывая своё имя тут же подтвердил — Да! Но уточнил — А ты сможешь!?

Выбора у меня не оставалось — Конечно! — Тогда учи!

Вскоре два «чайника» заковыляли вслед за мной на удобное место. Чуть позже делали «плуговые» повороты в движении. Радостные в своих успехах, забывшие на время «брендовые» названия своей экипировки.

Не уклоняясь от нашей воспитательной темы, можно смело увязывать всё значимое и второстепенное воедино — символы! Их роль в сознании ребёнка и умелое использование при выстраивании мотиваций у ребёнка в его воспитании.

С дерзкой уверенностью могу заверить родителей в том, что многие интересы и глубина погружения в них решаются путём последовательного ознакомления ребёнка с значимостью целевых символов и фетишей-талисамов.

Этот механизм не противоречит исследовательским принципам развития ребёнка и его личного сознания. Происходит преодоление внутреннего сопротивления его воли и других чувств, а порою просто пробуждение нового интереса за счёт увиденного, либо услышанного из доступного пространства. Проще сказать с фотографии, видеозаписи, картины и живого наблюдения окружающего мира.

Если фиксировать внимание человека (ребёнка) на элементах природы (горы, реки, море, впечатляющая красота цветов, чьё-либо творчество), при этом делая действенные комментарии, то наверняка у ребёнка проявится интерес к путешествию, к освоению тех или иных спортивных возможностей, в том числе осмысление видов творчества. Достаточно иметь под рукой набор необходимых символов. И если каждое утро вместо улыбающегося кота или модной девицы в нелепой одежде человек будет получать красивые пейзажи, то вскоре шутовские фетиши перестанут иметь определяющий смысл в сознании адресата.

Ребёнок нуждается, а порою и взрослый человек, в умелом гиде, способном впечатлить и поддержать «новичка» в любом начинании. Что касается воспитания ребёнка, то ему достаточно несколько раз в день соприкоснуться с эталонами, символизирующими ту или иную идею. И вот он уже сам с удовольствием фотографирует природу и окружающий мир, получая устойчивую пятёрку по одноимённому предмету в школе. Да ещё и попросил подарить ему фотоаппарат. Наверно решил стать фоторепортёром!

Рассуждая дальше, стоит вспомнить поговорку: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Я бы добавил от себя:
«Лучше один раз потрогать, чем сто раз увидеть». Мы постепенно подошли к механизму создания фетишей-образов-символов.

Ребёнок с огромным удовольствием фиксирует смысловое назначение различных безделиц. Если родители начинают делать ревизию в детской коллекции от ржавого гвоздя до сложного часового механизма, и на своё усмотрение просто выкидывают вещи «со свалки», то происходит непоправимое — у ребёнка отнимают предмет его фантазий — образ! Чуть позже это могло быть символами большой инженерии (науки, искусства, предметных знаний).

В наших рекомендациях может быть набор простых смыслов. Самое первое — это наблюдение за тем, что ребёнка интересует в его личных инициативах. То, что следует поддержать или отклонить и это решается в семье.

Для усиления (пробуждения) интереса ребёнка следует создавать набор символов по-нарастающей до закрепления после произвольного внимания ребёнка. Далее формирование устойчивой мотивации. Направления творчества могут быть какие угодно. («Не спугните Эйнштейна»).

В тонком мире детских фантазий не бывает пустяков. Закрепление образов-символов технологически имеет широкий диапазон возможностей. Интернет в этом может служить добрую службу, информационное поле безгранично.

Не стоит игнорировать то, что всегда под рукой, что можно привезти из путешествий. Даже подаренный сувенир может сослужить добрую воспитательную службу с продолжающимся символизмом. Про набор игр и игрушек мы умолчим, пусть это станет совместной исследовательской деятельностью родителей с ребёнком (детьми).

Кто знает, что можно пробудить в каждом из нас!? Для закрепления содержания данной статьи можно привести в пример добрую шутку:  «Однажды, влюбившись в родинку на её щеке, он женился на всё остальном». Вот так! Мелочей в нашем деле не бывает.

41Три в одномОбраз уверенности28