На сегодняшний день, применимо к компьютеру, любой ребёнок оценит его качество по быстродействию и объёму памяти — оперативной, видеокарты, хранилища.
Давая оценку памяти человека, можно косвенно оценить его общие способности. Память человека может иметь модульное сходство по функциональному назначению, но ни как не в вопросах управления информацией, её модификации и использовании при функционировании ЦНС, а так же вегетативной. Существует понятие — мышечная память. Человек остаётся сложнее киборга. Понятие ИИ пока что сводится к перебору информации из большого числа хранилищ по заданным критериям.
В рассуждениях о памяти человека нами даны основные ориентиры по её назначению в жизни человека — «Три кита». Естественно, память человека с её индивидуальными особенностями определяет его природный потенциал и личностные качества в развитии.
Современная наука недостаточно оснашена метрологическим оборудованием для глубокого исследования биологически- организованной системы памяти и её управлением. В психологических аспектах сущесивует ряд изучений, позволяющих влиять на процесс использования памяти человеком. Целью данной статьи является ознакомление с некоторыми наработками.
Конструкция (механизм) памяти человека, особенно у ребёнка, представляет собой очень сложную разветвлённую структуру, охватывающую функциональную память, смысловую память, механическую память и память комплексную, которая определяет сложные построения на инстинктах (безусловная память), условная память, выстраиваемая при обработке информации извне с «датчиков» — или органов чувств: зрение, слух, осязание, обоняние и так далее.
Особое место отводится памяти при формировании НПК человека (ребёнка), это память в когнитивных (мыслительных) процессах с участием сознания и подсознания, а так же эмоционального интеллекта. То, что сложно структурируется (генерируется) с запоминанием информации при построении новых информационных комплексов (эвристических открытий) происходит бессознательно.
Существующих исследований на этот счет не так много, но всё, что есть, представляет возможность разобраться со сложным механизмом памяти (запоминание, хранение, внутренняя обработка и представление информации). Из доступных в понимании результатов исследований с целью использования в воспитательных процессах стоит рассматривать три составляющих: это рефлексия, реминисценция, мнемотехника.
Реминисценция:
Припоминание - произвольное извлечение из памяти информации о прошлом, мысленно локализуемой во времени и пространстве. Умственные действия, связанные с поиском, восстановлением и извлечением нужной информации из памяти долговременной. Процесс воспроизведения, требующий усилий для воссоздания нужного. Выступает как произвольная форма воспоминания. Лучшее вспомогательное средство - опора на узнавание: сопоставляя несколько сходных идей или образов, легче вспомнить, а иногда и просто узнать среди них искомые.
Владение механизмом мнемотехники позволяет активизировать память человека (ребёнка) и сделать его восприятие более активным, то есть мотивированным, что позитивно скажется на развитии интелекта ребёнка, его внимания и позитивных поведенческих особенностей.
Реминисценция – мнемоническая основа художественного творчества. Мнемоника (от греч. mneme – память) – искусство запоминания и визуализации объектов в виде последовательности символов, знаков, формирующих образное и даже картинное пред- ставление, связанное с информацией, уже находящейся в памяти человека.
В психологии реминисценция позволяет создать некий эффект, который позволяет лучше воссоздать материал для запоминания. При этом его воссоздание спустя некоторое время будет более эффективным, чем сразу после того, как человек его заучит.
Реминисценции и рефлексия, это «первая производная» от эмоциональной памяти (эмоционального интеллекта). Проявление эмоционального интеллекта определено природой человека, но активное влияние на его развитие обусловлено общением воспитателей с ребёнком с целью запоминания им информации «со стороны».
До того момента пока ребёнок неосознанно не научился рефлексировать, его желательно втянуть в этот процесс, тогда его нейро-психический комплекс будет формироваться автоматически (бессознательно) с новым качеством. То, что будет выноситься на уровень сознания потребует диалога в котором ребёнок проверит насколько он прав в том или ином представлении об окружающей действительности (личное суждение), а так же выразит креативные способности в личной активности.
На представленных лекциях из сторонних источников доступен пониманию общий механизм формирования памяти (краткосрочная и долгосрочная память). На восприятие информации имеет влияние фактор времени, как при запоминании и повторении, так и ретроспективное осознание зафиксированной в памяти информации. На этом и строится механизм реминисценции, который нашёл применение в ряде областей деятельности человека: искусстве, литературе, психологии.
Пора делать плавный переход к понятию рефлексия. Конечно же через лирическое отступление.
В популярной песне про «вернисаж». Есть такие слова: «Какой портрет, какой пейзаж! Вот зимний вечер, летний зной, а вот Венеция весной...Я Вас почти уже люблю!». Мало кто мог задуматься с нашей (психологической) точки зрения об этих фразах. Но ведь происходит реальная рефлексия со стороны лирического персонажа.
Рефлексия — способность самоанализа, понимание собственных мыслей, чувств, действий, оценка принятых решений. Психологи под термином подразумевают обращение к самому себе, обсуждение собственных поступков. Рефлексирующий человек глубоко заглядывает в душу, дает оценку духовной зрелости.
Не обошлось без реминисценции — были упомянуты из памяти перечисленные художественные образы. И тут началось: «Почти люблю» (клиент стал рефлексировать)! Включился эмоциональный интеллект, пошла целевая избирательность, возникли новые ощущения от картин и образа художника, и тут же всё это легло в память. Какую? Кратковременную или «долгую».
Спросите вашего ребёнка о том как звали его первую любовь из второго класса. Вы убедитесь в том, как сила эмоций определяет степень фиксации информации в памяти человека. Нам остаётся дать пояснение о мнемонике. Почему на ресурсе «Без ремня» есть отдельный раздел «Мнемонических дополнений».
Мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей): замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся в памяти информацией, различные модификации для упрощения запоминания.
Ещё раз посмотрите сторонние наработки по ссылкам к данной статье. Мнемотехника позволяет концентировать внимание человека (ребёнка) при обработке основной информации с использованием неких «флажков», которые определяют ключ при запоминании информации и при доступе к сохранённой. Это может быт что угодно — слово, звук, сочетание фраз, видео-образ.
И если на урок истории в класс случайно (или преднамеренно) забежит собака или кошка, то дети запомнят надолго материал этого урока. Лично мне, понятие мнемотехники пришло на лекциях по теории автоматического управления, где преподаватель сделал два восторга — один для оператора в числителе формулы, другой в знаменателе. Я до сих пор помню суть критерия Найквиста. Иначе эту науку не одолеть.
Теперь вернёмся к «нашим баранам». Конечно к любимым и способным детям. Выдерживая принцип убеждения в воспитании детей и доведения до них сложных смыслов, которые должны разместиться в их памяти, советуем отнестись с пониманием самого механизма формирования памяти. Память не терпит агрессии. Память управляется повторением и временем, за которое подсознание ребёнка обработает и усвоит всё то, что посчитает нужным, а к остальному потребуется новая «транзакция» без крика и давления.
По части тренировки памяти можно рекомендовать множество способов, кроме мнемотехники, существующих в доступном виде:
учите стихи, и больше читайте («Не спугните Эйнштейна»). В статье «Принцип круглого стола» представлена благоприятная особенность общения, что способствует представлению знаний индивиду, а это может быть ваш ребёнок при ответе в классе школы или при личном выступлении на концерте. Конечно же надо прочитать статьи «Сладкий образ», «Критика и аналитика» на ресурсе.