Анкетирование
 
 0
АРазмер
ААА
0Печать

Учимся читать

Проблемы освоения чтения, развитие внимания и мотиваций, индивидуальность ребёнка

Проблема чтения у детей складывается из многих причин, соответственно, на всех этапах взросления свои акценты в проблеме обучения ребёнка чтению. Стоит отметить важность взаимоотношения с ребёнком на основе «максимальной бесконфликтности» с раннего возраста.

Собственно, этому и посвящается множество публикаций на ресурсе «Без ремня». Как ни странно, но развитие НТП не добавило лёгкости в освоении процесса чтения и развития детского внимания через языковое и литературное творчество.

Родители всё чаще констатируют две домашние проблемы:

  • увлечение гаджетами;
  • не желание читать.

Напомним об основной концепции воспитания, рассматриваемой на нашем ресурсе — воспитание детей без наказания через убеждение!

В этом плане дети являются очень «податливым материалом». Остаётся это понять родителям, подбирая воспитательную стратегию.

Если ребёнок обделён вниманием, любовью и общением со стороны родителей и предоставлен самостоятельности «кнопочного выбора» через гаджеты, то очень скоро проблема языка и чтения станет большим препятствием в гармоничном развитии ребёнка, отказывающегося читать, и не только.

Напомним содержание нескольких наших публикаций при рассмотрении обозначенной темы.

«Объяснять, слушать, возмущаться».

Это тестовая статья, подтверждающая наличие деструктивных принципов в семейных отношениях с детьми. Хотя разговор мы продолжаем про освоение чтения!

«Принцип круглого стола».

Без понимания родителями того, что доверие требуется воспитать, и оно должно быть обоюдным.

Помимо этого, ребёнок воспринимает через равноправные беседы множество языковых навыков, ведущих к осознанию литературных оборотов. Игровые форматы за «круглым столом» позволяют в любом возрасте иметь должное и развивающееся внимание.

«Сдвиг по фазе», «Принцип синхронизации».

И то, и другое, своего рода, молитва «Отче наш», переводя на образный язык восприятия домашней действительности.

Без соответствующей обоюдной настройки родителя и ребёнка трудно добиться не только прочтения ребёнком учебного текста, но и многого другого, не менее важного для его развития.

«Взгляд дилетанта на дислексию».

Это тоже тестовая публикация, характеризующая пробел со стороны родителей. Дислексия пришла с методическими нововведениями в школу сравнительно недавно. Тем не менее родительская роль в постановке диагноза остаётся главной.

Наряду с этим можно рассматривать и синдром СДВГ, который стал не менее популярным у специалистов психологического профиля. И на этот счёт мы выразили мнение с целью необходимости особого родительского участия: «Укрощение строптивого», «В спарринге».

В семьях, где принцип дрессуры доминирует над воспитанием в детях цельной личности, наши рассуждения не имеют смысла. Так же, как и в случае неоспоримого авторитаризма. В тех семьях дети живут иной жизнью. Но мы не сторонники воспитания неврастеников: «Дети в аффекте», «Дрессура».

Не коснуться темы гаджетов в данной статье мы не могли, так как, это текущая реальность, поглотившая все поколения на сегодняшний день, начиная отсчёт с «колясочного возраста» детей.

На объективную реальность во все времена было сложно влиять, но тем не менее, не существовало проблемы обучения чтению. Осмысление реальности требуется, прежде всего, родителям. Они выбирают дальнейший путь своих, любимых детей. Очень скоро дети начинают «учить» и «поучать» родителей, не прочитав ни одного классического (значимого) произведения.

Это отдельная тема для воспитателей нового поколения. С нашей стороны есть несколько смысловых ориентиров: «В виртуальном мире», «Осторожно, информационная демократия», «Одиночество, способ спасения?!»

Подводя итог рассуждений в поставленной проблеме, предлагаем следующую последовательность освоения чтения и приобретения интереса детьми к литературе. Мы не фиксируем возраст детей в освоении навыков чтения. Здесь основные принципы остаются общими.

Следует иметь ввиду такую иерархию проблемы:

1. Отношения с ребёнком выстроены на приказном тоне с повелеванием — авторитаризм родителей!

Чтение не складывается по причине его «упреждающего саботажа» он боится заранее, боится упрёка и отчитывания за неудачу! При обучении чтению (и не только) необходимо изменить принцип отношений с ребёнком. Сделать их дружескими и добрыми. Увидеть (пробудить) доверие ребёнка к вам. Занятия делать короткими, добрыми и без эмоциональных срывов.

2. Ребёнку не понятен механизм восприятия текста с листа.

Это осваивается пошагово. Снимается страх непонимания значения новых слов. Каждое слово осваивается совместно с ребенком в том же мирном рассмотрении. При необходимости вместе с ним найти в словаре значение слова, и научить ребёнка не бояться спрашивать о непонятном слове. Отслеживать точки и запятые — этому тоже надо научиться абсолютно чётко — не перепрыгивать через неосмысленное предложение.

3. Ребёнок пугается длинных текстов, и внутренне настраивается на протест.

Тексты для тренировки брать короткие и простые. Вместе с ребенком «пробежаться» по всем словам и дать определение непонятным словам (их значение). Можно записать на листочек их значение, помогая ребёнку каждый раз, если он споткнулся на слове. Тренировочные тексты разбираются по несколько раз, пока ребёнок с лёгкостью не будет их воспринимать.

4. Ребёнок пугается ошибиться, увязывая смысл слов в предложениях и в тексте целиком. Это самое большое препятствие при обучении!

На простых текстах из 2-5 предложений (с наращиванием по ходу) вместе с ребёнком разобрать смысл каждого предложения с учётом грамматических основ. Не ругать, не кричать, не возмущаться, если ребёнок не может дать объяснение смыслу предложения.

Крайне спокойно подсказать ему правило построения, изложения и взаимосвязей внутри предложения (если это школьник, возможно, ребёнок упустил, недоучил, недопонял грамматику и синтаксис), уделить этому внимание с учебником (с педагогом-репетитором).

Занятие проводить с обоюдным уважением и спокойствием!

5. Пробуждение интереса к чтению происходит после снятия страхов у ребёнка и обретения необходимого умения и знаний понимать текст в целом!

Постепенно, по его усмотрению, вместе с ним подбираются темы по его желания — путешествия, техника, приключения, фантастика. 

Помочь ребёнку устно сочинить короткие рассказы. На его усмотрение — что ему хотелось бы поведать. И пусть он напишет 3-5 предложений. Будут ошибки — спокойно помочь их исправить и обязательно похвалить за творчество!
Сочинительство закреплять в семейных беседах с одобрением. Каждый день — желательно. Не одёргивать его эмоции и предлагать заменить «кривые» слова на правильные! При этом рассуждать «не длинно» и с одобрением.
На тему тренингов в деле обучения существует много методически-рассудительных подходов, что представлено в доступных источниках и публикациях.

Ни в коем случае не добиваться скорочтения при подсчёте количества знаков! Это величайшая глупость! Ребёнок сам решит с какой скоростью ему думать и читать!

Не стоит путать спортивные тренировки с тренировкой нейро-психического комплекса (НПК)! У каждого человека когнитивные показатели индивидуальные.

Рекомендуем к прочтению: Отечественные методики обучения чтению.

1Постановка целиВ спарринге71