«Маленькая ложь рождает большое недоверие».
Существование Деда мороза неоспоримо для всех, до определённой поры! Как так?! Взрослым это нужно по существующей праздничной традиции. Цель абстрактная — встретить Новый год с новыми начинаниями, добрыми эмоциями, сделать радость ближним, больше всего детям. Дети верят в Деда мороза, находясь в сказочных ожиданиях, получая, ко всему прочему, реальные подарки!
Философски всё оправдано — когда-то дети сами разберутся с атрибутикой «фальшивки», точнее сказать доброго фейка. Взрослые управляют процессом созидания радости. Детская наблюдательность, это отдельный феномен.
— Понравился тебе Дед мороз?!
— Да, очень! И подарки! Только почему шуба у Деда мороза похожа на дяди Колин халат?
Недоглядели взрослые, наряжая семейного Деда мороза! Вскоре дети будут спрашивать, а есть ли в лесном магазине джинсы, обнаруженные под шубой у Деда, а у снегорочки серёжки. Прежде чем перейти к обозначенной теме в данной статье, приведём опорные понятия.
Фейк (англ. fake — подделка) — что-либо ложное, недостоверное, сфальсифицированное, выдаваемое за действительное, реальное, достоверное с целью ввести в заблуждение. В разновидности:
Контрафакт — поддельная продукция, намеренно выдаваемая за оригинальный товар.
Фейковые новости (англ. fake news) — намеренная дезинформация в социальных медиа и традиционных СМИ.
Фото-фейк (фотожаба) — разновидность фотомонтажа (в графическом редакторе).
Виртуал (Интернет) — фальшивый аккаунт в интернете, который используется для обмана или манипулирования.
Дипфейк — фальшивые видео с помощью замены лица одного человека на другого с помощью специальных программ.
Любое общение между людьми сопряжено с информационным обменом. Какой характер общения, и каким целям служит формат представления информации, её смысловое наполнение и правдивость определяется «ведомственными или корпоративными интересами» (комерция, политика, психология, идеология, государственность, обороноспособность).
Ещё раз: фейк — это действие или заявление, направленное на введение в заблуждение; преднамеренная ложь; новости, которые включают дезинформацию.
Понимания современных реалей должно хватать у думающих родителей. Интернет, как комунникативная среда (система) определила проблемы повседневности в отношениях между воспитателями и детьми.
Причина простая — дети живут в прямой синронизации во времени, родители пытаются преломлять время через субъективную оценку реалей. Этому способствует «ментальный архаизм» взрослых и отсутствие гибкости восприятия действительности.
В отношении оценки основ человеческой сущности мало что продвинулось за века. Человек остался лгуном и «изворотливым субъектом». Систиматизация мироустройства проста — одна идеология противостоит другой.
Цели мы не рассматриваем, у нас нет должной компетенции. Всё, что с нашей стороны может быть отмечено, это необходимость организовать воспитательный процесс в семьях с целью прогрессивного реагирования на происходящее с детьми.
Детская чувствительнось в связке с родителями представляет ещё один феномен, который можно охарактеризовать просто в рамках данной статьи — все эмоции взрослых (родителей), воспитателей мгновенно передаются детям.
Таким образом влияние целевого фейка на детей находит своё объснение. Прочитайте статью «Сдвиг по фазе» и не давите на ребёнка, имея расстройство личного характера. Возможно придётся сделать подробную деталировку возникновения эмоций на поприще «фейкового кофликта» в семье. И это будет продолжением обозначенной темы.
Идеологическое проникновение фейков в сознание общества, это ещё одно ответвление рассуждений. Вы смотрите простую комедию иностранного производства (даже и отечественного), дети играют в простую, казалось бы, игру — «Свинка пеппи», а результат эмоционального диссонанса налицо.
Не наказывайте детей! Любите их изо всех сил! Делайте попытки сообща разобраться с текущей дезинформацией. В мире фейков.
Среда интернета в контексте "фейк-ньюс" выделяется еще и тем, что масштаб проблемы стало заметно проще оценить. Так, по оценке платформы "Лапша медиа" в прошлом году в Рунете произошел драматический рост числа фейков: количество ложных материалов выросло в 6 раз по сравнению с 2021 годом и достигло 9 млн. Хотя есть и положительная динамика: пользователи, чувствут неладное и интересуются темой фейков на 68% чаще, чем годом ранее.
Алгоритмы способов влияния на общество имеют стремительное развитие в современном мире. Элементы «интеллектуальных систем» производят мгновенное впечатление на пользователей необычными «формами и содержанием контента», решениями на выходе при обработке запроса (нарисуй, покажи, сочини).
Хотя информация выглядит почти научно и достоверно. При множественном общении информация проходит через своеобразное «социально-цифровое сито», когда ее пересылают, пересказывают и интерпретируют в пользовательской среде.
В итоге появляется фейк. Либо фейк создается совершенно сознательно в качестве шутки, или со злым умыслом. Прежде всего построение фейков имеет расчёт на целевую аудиторию, её эмоциональность. Особенно уязвимы перед фейками дети и подростки по причине доверчивости и неосведомлённости.
Соцсети и приложения используют различные приемы, чтобы привлекать людей и как можно дольше их удерживать. Среди прочего, эту задачу помогают решать фейковые новости. Все анонсы новостей искуственно искажены с целью «заманить клиента».
Мы уже не задумываемся над «вылетающими» рекламными паузами и окнами на экране во время серьёзного восприятия (обработки) информации. Либо миримся, либо недоцениваем своей значимости, в том числе эмоциональной прочности. Остаётся перейти на медицинские ресурсы с целью — поправить здоровье. И там они — фейки.
Поддающаяся проверке и надежная информация, такая как та, что создается в сфере науки и профессиональной журналистики, является ключом к созданию того, что ЮНЕСКО называет «обществами знаний». Дезинфодемия работает диаметрально против этого. Каждый человек имеет право искать, получать и распространять информацию. ЮНЕСКО и ее партнеры работают над защитой и укреплением этого права.
Источник: ссылка
Как научиться самим и научить ребенка распознавать фейки в Сети? Самое печальное, что большая часть времени тратится на восприятие информации, которая ничего общего с достоверностью не имеет. И это в большинстве сфер реальной жизни. Современные СМИ предлагают огромный объем информации. Измерить количество недостоверных сведений практически невозможно: изобилует целевая ложь в форматах фейков.
Не очевидно на первый взгляд, но миссия фейков становится губительной для общества. Фальшивые новости сеют панику, подталкивают к беспорядкам и необдуманным действиям, вводят в заблуждение, обманывают и формируют у людей стойкое ощущение тревоги и неопределённости.
На фоне эмоционалного взрыва у людей возникает болезненная реакция организма (психозы, неврозы), в зависимости от возрастных категорий. Если раньше обманные приёмы в предоставлении новостей считались «газетными утками», то фейк имеет иной механизм построения и распространения.
Мы вплотную подошли к важному моменту рассуждений, преследуя цель воспитания детей с учётом вышепредставленного объяснения, не уклоняясь от концепции ресурса «Без ремня».
Пока ЮНЕСКО определит правила отношений в информационно-интегированном мировом сообществе мы вспомним классическую фразу: «Спасение утопающих, есть дело рук самих утопающих!». Поскольку к осознанию мировых сообществ предложена формулировка текущего периода обитания всех землян:
Постпра́вда или пости́стина (англ. post-truth) — обстоятельства, при которых объективные факты являются менее значимыми при формировании общественного мнения, чем обращения к эмоциям и субъективным убеждениям.
Нам, всем взрослым, ничего не остаётся, как тренировать у себя критические и аналитические способности (как минимум), чтоб уберечь себя и ближних от потока дезинформации (фейков, целевой лжи). Вот тут уже ближе к теме — как научить детей (воспитать, образовать, обезопасить)?! И дать хорошие ориентиры в навыках проверки информации на достоверность — фактчекинга.
Фактче́кинг (дословно: прове́рка фа́ктов; англ. fact-checking) — процесс проверки фактической точности сомнительных сообщений и заявлений. Проверка фактов может осуществляться до (ante hoc) или после (post hoc) публикации или иного распространения текста или контента. Внутренний фактчекинг — проверка, проводимая издателем собственными силами с целью предотвращения публикации неточного контента; когда текст анализируется третьей стороной, этот процесс называется внешний фактчекинг. Проверка фактов это одно из направлений журналистики контроля. Исследования показывают, что проверка фактов действительно может поменять мнение граждан, а также удержать политиков от распространения ложных или вводящих в заблуждение утверждений.
Систематизированное противостояние ложной (недостоверной информации) формируется в виде участия специализированных организаций и предоставления услуг по проверке информационных контекстов. Разработки методов и алгоритмов рассмотрения разнородной, разнонаправленной информации (систем).
Информационно можно рассмтреть пример по ссылке
Когда следует задуматься о проверке обрабатываемой (воспринимаемой информации), на что следует обратить внимание при возникновении недоверия к материалу (контенту). В материале нигде нет ответа на вопрос: «Так ли это на самом деле?». Слабая аргументация в тексте и отсутствие четкой логики повествования. Частое использование местоимений первого лица. В этом случае автор, скорее всего, делится своим мнением и домыслами, а не опирается на реальные факты. Излишняя эмоциональность вместо доказательной базы. Ссылки на анонимные, обобщенные источники или недавно созданные источники.
Если вы не нашли в тексте четкого, аргументированного, логичного ответа на вопрос: «А так ли всё было?», то тогда придется заняться фактчекингом материала самостоятельно.
Проблема недостоверной информации самая всеобъемлющая, и касается каждого. К новостям и контенту, который мы все потребляем, важно критически относиться. Базовые навыки фактчекинга желательно преподавать в школе, как дополнительные занятия.
Пока родители воюют со школой, бьются с «гаджетоманией» у детей, пытаются отучить детей от употребления «ненорматива», общество продолжает «нестись в неуправляемый штопор», культивируя повсеместную ложь и, совершенствуя механизмы её подачи.
Не надо наказывать детей! Тем более упрекать их фразой — мы в твои годы! Ничего подобного в ваши годы, уважаемые и любящие родители не было! Если вникать глубоко и вдумчиво, с большой долей самокритичности, стоит принять этот факт.
Наличие в окружении детей опасности быть обманутыми, введёнными в недоумение (разные форматы подачи информации, дипфейки) должно исключить отчуждённость родителей в воспитательном процессе, необоснованные требования от образовательных учреждений в данной тематике.
Школы имеют объективную инерцию в формировании учебных программ. Самое важное в семейных отношениях не заниматься критиканством и поиском виновных, а выстраивать доверительные отношения с детьми. Авторитаризм в современном мире не лучшая практика.
А теперь с чистого листа! Откройте статью «Любви много не бывает». Далее предметно: «Детские фантазии», «Осторожно, информационная демократия», «В виртуальном мире», «Одиночество — способ спасения?!».
В данных статьях мы ориентировали заинтересованных родителей в непростой теме связанной с информационными технологиями, при плавном переходящую в воспитание цельной личности у собственных детей. Наш путь прежний — без наказания. Непростое новое время того требует!
Напомним статьи: «Принцип круглого стола», «Критика и аналитика», «Кризис возраста или кризис жанра». В подборке к текушей статье выступления сторонних специалистов с необходимым смысловым содержанием, что позволит иметь доверие детей и должный диалог (с детьми всех возрастов).
Только в «Бесстрашном диалоге» можно преодолеть растерянность педагогов и психологов на представленную нами тему дня. Пусть официальным «букварём» послужат наработанные (из общественного доступа) рекомендации в противостоянии фейкам:
Анализ информации — человек должен уметь работать с информацией: к примеру, отличать главное от второстепенного и факты от мнений, данные — от выводов, аргументы — от тезиса. Сюда же входит умение определять степень достоверности того или иного сообщения: насколько ему вообще можно доверять.
Навыки рассуждения — речь идёт об использовании известной имеющейся информации для того, чтобы логически выводить из неё новую. Видеть логические ошибки в рассуждениях и избегать их.
Аргументация — способность представлять свою позицию и убедительно её доказывать, избегая уловок. Подбирать или создавать весомые аргументы, доводы, способные убедить собеседника, читателя или слушателя в зависимости от ситуации.
Это общая часть, детям младшего возраста она «не по зубам». А вот «гаджетникам» периода пубертата даже интересна и вполне понятна. Так что гнать слепо детей от гаджетов смысла нет, они сами найдут все ответы, но лучше вовремя им оказать помощь.
Сесть рядышком, поинтересоваться — как дела в школе, какое состояние души. Потом прочитайте нижеследующие рекомендации из публичных источников (не единственные). Как родителям научить распознавать повсеместно бытующие фейки:
Надо быть критичным! Напомните ребенку: в интернете любой человек может написать все, что угодно. Иногда даже человек, которому вы доверяете, может сделать репост с ложной информацией по ошибке. Обращайте внимание на источник информации. Если не указан автор статьи или сообщения, это повышает риск того, что перед вами фейк. Информационный ресурс или автор должен иметь хорошую репутацию. Обобщения типа "британские ученые установили…" должны вызвать настороженность. Проверяйте информацию в нескольких источниках. У журналистов есть правило трех источников: если три не связанных друг с другом человека или организации подтвердили информацию, ее можно считать правдивой. Информация из интернета требует еще более тщательной проверки. Надо помнить, что фейком могут быть не только тексты, но и фото, и даже видео. Объясните ребенку, что чем шире его кругозор, тем сложнее его обмануть. Для этого надо больше читать, интересоваться разными областями знаний, использовать разные источники информации с разной позицией. Скажите ребенку, что можно и нужно жаловаться на негативный контент модератору соцсети или сообщества. И конечно придерживайтесь этих правил сами, подавая ребенку пример.
Одним из инструментов для защиты детей от потока фейковой информации, это развивать у детей критическое (креативное) мышление. От простого к сложному, с логическими связями о которых мы высказывались ранее: «Принцип Шерлока Холмса».
Но если ребёнок твёрдо решил стать специалистом по рекламе, политиком или комерсантом, а вы не возражаете, то эта статья не для вашей семьи. Потребуются знания технологий обмана во всех «фейковых красотах». Но стать личностью надо! Фокусников ещё не отменили.