Зимой «завтра» снежное и морозное! А если будет солнце, то с серебристым инеем на ветвях деревьев. А если потеплеет и всё растает!? — Тогда мы не поедем кататься на лыжах и сноуборде.
Так можно рассуждать о каждом сезоне отдельно, примеряя на завтра своё настроение. Регламент будничного дня, на первый взгляд, проще выходных. Хотя выходного дня ждут все с огромным нетерпением и надеждой на успех исполнения ожиданий, в которых таится много тайн и фантазий. Особенно у ребёнка. «Завтра» должно принадлежать ему!
Я уверен, что так рассуждает каждый малыш, мирно засыпая в своей кроватке, дослушав сказочку из книжки, или выдумывая вместе с родителями свою фантастическую историю. У взрослых «завтра» определено иначе. У взрослых всё встало на рельсы прагматизма.
Если б не детская непосредственность, их эгоизм с множеством новых клеток, которые появляются каждую минуту в их организме и требуют себе предназначения, то взрослые могли бы спокойно рассуждать о наступлении «завтра».
Будущее детей — сильнейший генератор родительских мотиваций. Вот тут следует порассуждать особо пристально, поскольку будущее наступает уже завтра!
Мир сознания устроен иллюзорно. Всё, что происходит в воображении человека, это наступит «завтра», а пока оно не наступило, человек выстраивает «дорожную карту», как модно стало выражаться. Ребёнок в своих построениях имеет перевес эмоций на фоне неумелых расчётов и предвосхищений. Это равновесие может определять многое в отношениях с ним родителей и всего окружения в целом.
Внутренний мир ребёнка очень хрупкий, даже если это уже юноша. А уж, про дошкольника и разговора нет. Вдруг ни с того, ни сего ребёнок стал вредничать, дерзит и нарывается на конфликт. Ему плохо! Он представил себе неудачу в завтрашнем дне и весь мир ожиданий радости рухнул. Стоит один раз принять тот факт, что любая агрессия человека — это его слабость! Можете в этом убедиться сами, собрав домашнюю статистику на этот счёт.
То, что можно осязать и воспринимать всеми «датчиками» организма, это сегодня! А то, что лежит в сознании и недоступно практической оценке — это «завтра».
Ставя перед ребёнком «сверхзадачу», определяя его будущее, родители должны не перегнуть палку, иначе ожидаемое «завтра» станет причиной многих огорчений в сегодняшнем дне. Если уж совсем перебор, то произойдёт просто отторжение цели.
Тут важно наблюдать ребёнка и не допустить разрушения его абстрактных ожиданий.
Это может быть простым делом, а может и давать постоянные сбои в отношениях. Зависит и от характера ребёнка и от сложившейся воспитательной системы в семье.
Как наглядный пример, это обучение музыке. Повальное стремление обрести элементы светской культуры в семье разрушило не одну иллюзию в детском восприятии. И шахматы, и «треклятый» балет, и много того, что ещё можно перечислить.
Мотивации ребёнка порою недооцениваются взрослыми. Малейший нажим ломает всю тонкую настройку в душе ребёнка. Дальше бесполезно объяснять и рассказывать о том, что завтра будет лучше. Журавль поднялся к облакам, ещё миг, и он за ними скроется.