Анкетирование
 
 
 
 0
АРазмер
ААА
0Печать

Хождение по навыкам

Типы навыков, их необходимость для ребёнка, практическая взаимосвязь между группами навыков

Радостей в доме, где растут маленькие дети, начиная с новогодних праздников и продолжая наступивший год немало, если сказать, что очень много! Этот баланс можно регулировать легко и просто, если иметь целью всей семьи получать эти радости, не задумываясь, легко и радостно.

Тавтология!? Далеко нет, пусть это будет маленьким элементом НЛП.

Результирующая мысль проста — мы радуемся процессу делать радости! 

Вот теперь попробуем плавно войти в объявленную тему раздела «Хождение по навыкам».

Что же получается!? Мы ищем навыки в процессе получения навыков!

Вот и договорились. Думаю, что необходимый перечень навыков для радостной жизни семьи безграничен. Дело за малым — понять и научиться!

Справочно:

«Выработка навыка — это процесс, который достигается путём выполнения упражнений (целенаправленных, специально организованных повторяющихся действий).

Понятие метанавыки (metaskills) впервые появилось и подробно описано в книгах американского психотерапевта Эми Минделл в конце прошлого века. Если говорить кратко, то метанавыки  -  это способности, компетенции и черты, которые помогают в развитии остальных навыков и умений.

«Мягкие навыки» Soft skills — это универсальные навыки, которые помогут ребенку быть успешным, независимо от того, какую профессию он выберет в будущем.

Soft skills — это предметно ориентированные  метанавыки, определяющие универсальные способности у детей.

На формирование навыка влияют: мотивация, обучаемость, прогресс в усвоении, упражнения, подкрепление, формирование в целом или по частям.

Для уяснения содержания операции — уровень личного развития, наличие знаний, умений, способ объяснения содержания операции, обратная связь.

Для овладения операцией — полнота уяснения её содержания, постепенность перехода от одного уровня овладения к другому по определённым показателям (автоматизированность, интериоризованность, скорость и пр).

Различные сочетания этих факторов создают различные картины процесса формирования навыка: быстрый прогресс в начале и замедленный в конце, или наоборот; возможны и смешанные варианты.

Теории механизмов формирования навыка, необходимых факторов и условий, без коих оно не может происходить, являются частным случаем теории научения.»

Перечень рассматриваемых воспитательных действий и ориентиров на нашем ресурсе «Без ремня» уже не маленький, постоянно пополняемый.

Остаётся эти действия закрепить до автоматизма, а потом заняться другим делом — обретением навыков, с должным целеполаганием, бытующим в семье. 

Достаточно определиться  с тем, какие нужны навыки ребёнку при развитии и становлении его личности. Освоить их вместе на пути соблюдения баланса радостей в доме.

Вот и договорились! Теория научения! Но мы уже практикуем, руководствуясь многим! Мы воспитываем ребёнка (детей)! А параллельно доводим до  автоматизма собственные навыки всех видов в непростом, но очень благородном деле — научить и воспитать!

Попробуйте обратиться к собственному ребёнку со словами:

— Хочешь научиться строить дома, стать строителем!?

— Хочешь стать космонавтом!? (писателем, врачом, музыкантом)

— Тогда приобретай навыки!?

С лёгким трепетом ребёнок поспешит ответить:

— Не хочу!

На самом деле, зачем мне все навыки (мысли ребёнка) И вообще, что это такое?

— А почему ты не хочешь!? Это твоё будущее! Будешь уметь!

Первое, что должно промелькнуть в мыслях ребёнка — я сам решу, что мне уметь!

Не хватило навыка убедить собственное дитя!? Захотелось выпороть ремнём за отказ!? Не пришли ещё к вам навыки делать и сохранять радость в доме!

Тогда читайте ещё раз на нашем ресурсе статью «Бесстрашный диалог». А если мысль «врезать ремнём», всё-таки, мелькнула, то и опорный раздел «Любви много не бывает».

Следующим шагом начинайте совместный с ребёнком путь «хождения по навыками».

Есть хорошая народная мудрость: «Научи дурака Богу молиться, так он весь лоб расколотит».

Но по смыслу в ней всё доходчиво — навык молиться Богу приобретён!

Отличие ребёнка от «дурака», прежде всего, заключается в его мотивациях, сопутствующих эмоциях (восторгах) и текущем настроении. 

Мотивации ребёнка до определённой поры слабы, не понятны, а порою отсутствуют вообще или прячутся за ширмой страха перед неизведанным, сложным и загадочным.

Какой навык прививать ребёнку в этом случае!? Естественно навык понимания  самого себя, ощущать уверенность в своих силах — физических, волевых, интеллектуальных!

И тут сложность, — не хватает простого стартового навыка — уверенно находить (получать) помощь в непонятных вопросах.

Вот и начали строить то необходимое по маленькому кирпичику, что называется — радость в доме!

Круг замкнулся!? Нет, это только первый совместный навык, о чём мы сказали в самом начале, это целый принцип на котором все последующие навыки будут «проще пареной репы.

Любой человек в течение всей жизни только и занимается приобретением навыков (SKILLS). Основных (HARD), как необходимость, так и (SOFT), определяющих вспомогательные умения человека.

В наших рассуждениях главная цель —  воспитать ребёнка, научить многому и помочь стать самостоятельным в выборе личных интересов. При добром стремлении, навыки становятся необходимой частью процесса развития ребёнка.

Вот мы и объединили два процесса в один — воспитание и становление. Теперь уже от приобретения навыков всем участникам «не отвертеться». Мы затронем только  сторону детей, а родителей на время оставим в покое и предоставим им самим разобраться с личными навыками.

Из академического  описания основ навыков чётко следует, что процесс построения взаимосвязанных целей ведёт к «верхнему» навыку, то есть главному. Это может быть ремесло, увлечение, профессионализм и вершина постижений того самого, чему можно посвятить всю жизнь.

Конечно, Мир в своём развитии не стоит на месте. Вот уже ваш ребёнок умело нажимает кнопочки планшета или телефона, получая доступ к своему сокровенному источнику вдохновения, периодически огрызаясь на одёргивания родителей.

Настало время большей конкретики в нашем случае — написания раздела, не выбиваясь из контекста ресурса, ведь читателю предстоит с этим разбираться.

Теперь представим небольшую классификацию важных навыков на пути ожидания тех радостей, к которым мы все стремимся.

 «Привычка — вторая натура»

Послушный ребёнок, автоматически выполняющий множество вменяемых ему требований (назиданий, напоминаний, необходимостей повседневности) достаточно скоро обращает всё это в устойчивую привычку личного поведения, что становится целым рядом вспомогательного умения  для преодоления следующей ступени «хождения по навыкам».

Преодолевая воспитательные сложности, следует учитывать особенности восприятия ребёнка в процессе воспитания (пробуждения) его интереса, реакции и вдохновения. 

Выбирая определённые подходы (методы научения) стоит обратить внимание на следующее: 

  • мимикрия (подражание), вхождение в культуру (посещение интересных мест, новые знакомства, пробуждение восторга);
  • черты характера (ребёнок недостаточно внимателен, забывчив, эмоционален, упрям, стеснителен, нерешителен);
  • повседневное (совместное повторение действия, доброжелательное напутствие  в шутках, напоминание) получение положительного эффекта;
  • пошаговая наработка через выработку требуемых реакций (терпения, настойчивости, рефлексии при непременном одобрении успеха ребёнка), подбор необходимых методов.

Информационное поле современного ребёнка избыточно и требует умелого экскурсовода в лице родителей, учителей, репетиторов, наставников.

Каждый новый образ, воспринимаемый ребёнком, нуждается в устойчивом сопровождении. Сам ребёнок, на раннем этапе, не может разобраться в целесообразности получаемой информации.

Совместная постановка целеполагания требует дополнительного освещения выбранной темы (сопутствующая и недостающая информация, формирование настроения ребёнка), говоря по-взрослому, нужна «дорожная карта».

При наблюдении восторга у ребёнка закрепляем его путём совместного диалога, упоминая сформировавшиеся «мягкие» навыки. Непременно в игровом формате!

Далее реагируем на просьбу (всезнайки) — закрепляем  любознательность, обеспечивая, позволяемую навигацию в интернете (и не только там).

Мы не будем описывать возрастные категории детей, с точки зрения доступности навыков, но первичное ознакомление с существующим миром знаний из самой любимой детьми области — компьютерных технологий, стоит не упустить следующее:

  • ориентиры в стандартах представления информации (оформление документов, их формат, способы передачи на расстояние, способы получения, контроль безопасности);
  • ознакомление с техническими системами (гаджеты), включая игровые программно-технические системы, освоение типовых способов управления ими, соблюдение дисциплины информационной безопасности. 

Информационные технологии стали нормой современной жизни. В некоторых случаях пугающих и настораживающих. Чем раньше ребёнок усвоит необходимые навыки в этой области, тем легче будет проходить его развитие. Это неизбежность. Роль родителей остаётся неизменной — научить, помочь, убедить, оградить.

К сожалению, современные дети сами себя наказывают, сводя область навыков до примитивного нажатия кнопочек на гаджетах.

Мы не будем посягать на принципы каждой семьи, а слегка напомним о некоторых качествах развития ребёнка, что предусматривается в результате получения следующих навыков:  

  • наблюдательность;
  • коммуникабельность;
  • способность  исследовать окружающее пространство;
  • умение находить причинно-следственные связи;
  • построение личных выводов из окружающих явлений;
  • понимание абстрактных форм  (явления, образы, логические комбинации);
  • анализировать (рассуждать);
  • обсуждать (мирно убеждать собеседников, работа в команде);
  • воспринимать множество иных мнений; 
  • уметь отстаивать свою точку зрения;
  • иметь эмоциональный запас прочности.

Можно уверенно сказать, что все навыки, полученные человеком, находятся в тесной  взаимосвязи между собой.

По сути, начальное обретение навыков в семье это будущее ребёнка (детей).

Дети могут выставлять встречные ориентиры родителям, сами того не осознавая. Важно в этих ориентирах не игнорировать созидательную инициативу ребёнка. У родителей должно хватать навыков (гибкости) в восприятии инициатив ребёнка. Что и станет доброй основой в доме.

Фактор динамичного общения между различными категориями людей, окружающих вашего ребёнка, велик. И усилия каждого не проходит бесследно. В этой постановке можно неожиданно «открыть Америку», а это будет новым стартом, новым стимулом в процесс «хождения по навыкам». И очередная радость в доме появится незамедлительно. Дерзайте, уважаемые соискатели, путём убеждения детей без использования инструмента поддержки штанов.

28В виртуальном миреТри кита16