Критика: «Высказывания, подчёркивающие недостатки, дефекты чего-либо».
Аналитика: «Рассуждения, рассматривающие свойства составных частей и взаимосвязей, установленных в процессе познания или практической деятельности человека».
Выдерживая смысл слогана ресурса «Без ремня» — «Ребёнка надо убедить», попробуем разобраться, как это лучше сделать.
Для этого стоит сопоставить два принципиально разных подхода в общении с ребёнком — критиковать или анализировать, проводя аналитические рассуждения для объяснения ребёнку сути произошедшего. Может ребёнок тут же и согласится, что он был неправ, это будет легко и познавательно для всех. Дети большие фантазёры.
Неприемлемым при нашем рассмотрении идей воспитания детей без наказания является авторитарный подход в выстраивании некой конструкции отношений, смысловой и словесной:
— Я сказал, ты должен.
Раз так, аналитика там не требуется, «прокололся» – получи, по полной, по всей шкале критических замечаний.
Там формат доведения до сознания ребёнка тяжелый эмоционально, но прост «как грабли» примерно так:
— Опять! — Сколько раз можно говорить!? — Тебе уже столько лет, а ты безрукий неуч! — Надо было слушать, когда тебе говорят!...
Он поэтому и неуч, потому, что с пелёнок не выстроены аналитические рассуждения, не приобретены навыки экспериментатора. Ребёнок в очередной раз виноват, естественно, происходит мгновенный суд и расправа со стороны «прессующих» родителей.
Побочными усложнениями воспитания ребёнка в таком подходе является его заниженная самооценка, страх и безразличие к указаниям — всё равно будет критика и наказание. Но самое неприятное, ребёнок перенесёт в манеру собственного поведения все подобные форматы на будущее, будет искать «Слабое звено» на этапе активной социализации, создавать агрессивный нажим на «слабое звено» для повышения собственной значимости («Ребёнок провокатор»).
Ребёнок вырастает, не научившись корректировать своё отношение к окружающему миру, у него останется «притуплённое» осознание связей и логических выводов между «хорошо» и «плохо», а вскоре инфантильность и безразличие обретёт прочную основу.
Диктовать родители устали, начинается новая фаза «научно-авторитарного» подхода.
Родители будут пытаться мотивировать ребёнка путём посещения психологических тренингов по укоренившимся проблемам в семье (у ребёнка).
По возвращении с занятий всё ровно тоже, самое:
— Вот! Надо было слушать! Все дети, как дети...
Всё, приплыли! Осталось перевести стрелки на учителей по списку. Навести критику в их адрес, и в адрес министерства, и правительства. Бога пока побаиваются или не понимают.
В статье «Атмосфера восприятия» нами показана исследовательская активность ребёнка, его познавательное любопытство в обретении личной самооценки. Исследуя всё происходящее с ним и окружающим его, он растёт и развивается! Вместе с этим приобретается поведенческое умение (навыки), с которым ему жить дальше.
Добрых манер при социализации много не бывает — мир разнообразен. И «Бесстрашный диалог» становится понятен - ведь там рассуждения и уточнения - аналитика! Ребёнок не будет утаивать свой «прокол», он вынесет его на семейное вече с входной фразой - «не знаю», не замкнётся и не утаит произошедшее. Уже произошло!
На основе смысла в предлагаемых рассуждениях обретаются прочные черты характера - открытость и доверие. Ребёнок поведает свои глубокие тайны, причины неумения и непонимания, а встречно услышит:
— Ну, давай попробуем разобраться на будущее!
При таком подходе ребёнок начинает понимать, что есть общие принципы в обществе, на знании которых можно с лёгкостью минимизировать ошибки и не иметь страха их сделать! Всегда можно аналитически подойти к любой проблеме.
Предлагаемая практика отношений родителей с ребёнком через «аналитические разборки полётов» не ставит целью постижение новаторского опыта. Многие родители это используют в повседневности, и это приносит добрую пользу.
В чём же эта польза?
Самое первое, чему можно дать положительную оценку, это развитие диалоговой системы отношений без наказания. Вытекающий принцип убеждения напрашивается сам.
Следующее, это получение бесценной информации о самом ребёнке, изучение его черт характера, принятие в основу ряда наблюдений в развитии воспитательного процесса при оценке его умения объяснять и слушать. Недопущение двустороннего эмоционального срыва, что крайне важно для формирования уравновешенной психики ребёнка, которая требует отдельного внимания при её становлении на ответственных возрастных этапах (2-15).
Дипломатическая польза так же важна (не рассматривая представителей авторитаризма), ребёнок незаметно втягивается в умение рассуждать «задним числом». Понятие не новое и давно подтверждено поговорками «Пока петух не клюнет, дело не двинется», «Гром не грянет, мужик не перекрестится». Поэтому, польза очевидна, хотя это всё, в большей части, для взрослых.
Что же пойдёт в адрес наших бесподобных нарушителей!? Мыслительное (когнитивное) развитие. Ребёнок начинает «шуршать» всеми частями мозга, подводя личные аналитические выводы под шкалу мировых стандартов.
Приобретение навыков дипломатии, ведь приходится думать над умелым объяснением. Опять же помогает принцип «Бесстрашного диалога» в тот момент, когда ребёнок рассуждает, смело о том, что он не знает, почему так, он готов принять доброе объяснение, либо иное мнение со стороны родителей в назидание. Происходит знакомство с законами физики и механики и множеством наблюдений в предметной привязке.
— Я думал, оно не сломается!
С нашей стороны представлен путь поиска и принятия решений по «многим закоулкам» воспитательного процесса. Эти рекомендации являются весомыми, но не будут действенны при ряде искажений в отношениях с ребёнком в силу разных причин. Надо иметь в виду, что «театр» Моэма продолжается, а кто будет режиссёром, это решать вам, уважаемые родители.
Построение сцены и декорационное оформление в безграничном выборе. Если требуется обратиться к энциклопедии знаний, то интернет рядом.
Дети с удовольствием втягиваются в любое игровое пространство. Поэтому не стоит сразу делать заседание учёного совета при академии наук. Хотя, если раздать мантии и колпаки, пообещав торжественный приём с застольем.. Почему нет!