«Святая наука — услышать друг друга!»
Как выясняется, из практики отношений с ребёнком, первый диалог с ним состоялся беззвучно с его стороны, потом через «агу», далее через «ма-па». Время даёт свои результаты, любознательность ребёнка растёт, опережая рост его тела, и вот, наступает тот долгожданный момент, когда ребёнок вас учит и вразумляет.
Наблюдая предметный мир, ребёнок сам урезает слово до слога — ему так удобнее. И пусть будет так. Вы говорите медленно и негромко, тогда он настроится без лишнего волнения. Еесли он в ответ говорит «ма» — это значит мама в его понимании. Можно на его волне повторить за ним ма-ма с разбивкой на слоги. У ребёнка происходит тренинг слуховой реакции и способности повторять.
Молоко ребёнок называет «малома», потому, что слуховой аппарат передал звуки — «м», «л» и трансформировал протяжный слог окончания «око» в «ома»! Ребёнок осваивает ритмику звуков и их длительность. Но если вы укорите его раньше времени фразой — «неправильно так говорить», то нарушите его цепочку естественного построения – слух - сознание - речь! Если спугнуть, он будет замыкаться в своих чувствах и процесс исказится, что принесёт свои сложности.
Очень скоро ребенок придет сам к слову машина, увязав все ассоциации. А пока что «дядя – джи-и» — это водитель, а просто «джи» — машина.
Часто ребёнку предлагается «бибика», для него это иностранное слово, не говорящее ничего в понимании объекта, поскольку не сработала звуковая ассоциация, которую он сам должен выразить. Переделывать сознание ребёнка с «бибики» на «машину» не удачный приём. Пусть он за вами повторит и урежет до «маш» либо «ма», но это в его сознании «машина»! После нескольких медленных звуковых обменов его слух будет передавать через обработку в сознании слово «машина» целиком! При этом в сознании будет закрепляться понимание связок между слогами, а это хороший задел для умения читать и воспринимать слова зрительно.
Худо, бедно, но ребёнок заговорил! Не совсем членораздельно, но эмоционально и с удовольствием!
Пока ребёнок не научился аргументировать, доказывать и отстаивать мирным путём свою точку зрения, он полагается исключительно на эмоции и не самые лучшие в их выражениях (волнуется).
Важно вовремя принять взрослую позицию, имеющую перспективу развития. Тут можно с уверенностью сказать, что правильный выбор невелик, позиция всего одна — это учить ребёнка умению участвовать в «Мирном диалоге»!
Там, где доминирует авторитарный принцип воспитания, тут же возникнет возражение и безоговорочная команда, «папа сказал» направит всю дипломатию семьи в долгосрочный тупик. Именно тупик, наступающий медленно и уверенно, убивающий главные устои безусловной любви и обоюдного уважения.
Условные принципы воспитания тоже имеют право на существование в природе, но мы на них не будем тратить раньше времени рекомендательные усилия. А вот, когда цена на согласие ребёнка вырастет непозволительно, и родители побегут к психологам за советом, тогда и мы пригодимся.
Свой первый опыт дипломатии дети черпают из семьи. Путём мимикрии и подражания, что на ранних этапах взросления ребёнка будет основой в становлении умений ребенка в этом направлении. Примеры всегда рядом — тут и категоричный папа, несговорчивая мама и дерзкая сестрёнка. Нелишне понимать темперамент собственного ребёнка, чтобы гармония отношений в семье всё же складывалась.
А теперь немного о деталях процесса. Самое важное — это понимать собственного ребёнка. Тогда предмет обсуждения (спора) всегда будет вовремя определён и нужные формы ведения диалога легко найдутся. Безусловно — мирного! Если Вами прочитан на данном ресурсе «Принцип аванса» и приёмы используются практически, то ребёнок легко наработает умение бесконфликтного поведения. Он же ребёнок, он постоянно учиться управлять самим собой (и вами). Родителям следует об этом не забывать, и тогда получится не выходить за рамки основ и их принципов, представленных ресурсом «Без ремня».