Каждая из этих способностей ребёнка, по-отдельности и в целом, полностью характеризует психологическую атмосферу в семье и принципы, на которых ребёнок воспитывается.
Выражается уверенность в себе при демонстрации спокойствия без ожидаемых окриков и упрёков. Ребёнок, обладающий уверенным суждением, способен выстроить последовательную логику (даже если она будет абсурдна с точки зрения взрослого).
Демонстрируется интеллект ребёнка и его эрудиция. Объясняя что-либо, ребёнок получает возможность подтвердить своё «Я».
Там, где у ребёнка ежедневно ломается собственное «Я», происходит постоянное разрушение его «личных границ», общение с ребёнком выстроено на окрике и упрёке, потенциал самовыражения слабеет и, как компенсацию потерь, ребёнок устраивает защитные блоки в виде постоянного возмущения. Ребёнок подспудно выстраивает протест. И всё то, что от него требуется (просится) объяснить, для него теряет личный смысл, поскольку он ощущает насилие в этой необходимости объяснения.
Причина идёт от того момента, когда ребенку преждевременно установили ограничительные рамки (1-3 годика), далее это приобрело цепную реакцию в воспитании личностных качеств. Ребёнок всегда будет бояться выражать собственное мнение, поскольку у него отсутствует практика по его обретению.
Неумение слушать — основной показатель невоспитанности ребёнка. Результат нахождения в привычном напряжении, что изо дня в день его сопровождает в доме, скопированы манеры «перебивать» и недослушивать друг друга среди членов семьи.
Пытаясь компенсировать личную неуверенность и тревожность, ребёнок переносит на внешнее общение среди детей, а так же и среди взрослых, с небольшой осторожностью в эмоциях.
Неумение слушать идёт в тесной связке с предыдущим объяснением. В ожидании одёргивания ребёнок торопится внести свои слова, недослушав, пытаясь подтвердить свою значимость. В случае природной эмоциональности ребёнка, это требует особого внимания в отношениях с ним. Особенно, когда он переполнен волнением и тревогой, близкой к истерике. Ребёнок нуждается в успокоении, прежде чем он сможет выговориться.
Возмущения ребёнка показывают степень эмоциональной неустойчивости, отсутствия способности к уважению, демонстрирует скудный словесный запас и общую эрудицию развития, а так же страх и агрессию.
Ребёнок не научен общению в диалоге. И там, где первые два качества (объяснять, слушать) с «перекосом», легко подтверждается происхождение неприемлемых форм возмущения (выражение внутреннего перенапряжение, сквернословие, категоричность и истерия).
Дети с иными характеристиками не возмущаются, а выражают своё мнение. При выдержке и уверенности в своей правоте (так заведено в семье).
Причина искажения всех трёх поведенческих характеристик общая — травмирована личная самооценка ребёнка. Наблюдения за ребёнком со стороны родителей и посторонних должно настораживать и вести к пересмотру отношения с ребёнком, а при необходимости («Нужна корректировка») обращаться за помощью к специалистам с целью недопущения в будущей взрослой жизни ребёнка расстройств личности.