Во многих статьях нашего ресурса мы напоминали о необходимости понимания того, что дети и взрослые контрастно отличаются друг от друга. Это отличие очень часто создаёт напряжение в осознании мгновенного поступка со стороны взрослых. Ребёнок живёт в своих ритмах и правилах, что не даёт ему возможности мгновенно усвоить простые требования со стороны родителей, не говоря уже о сложных смысловых оборотах. Гораздо позже, накопив большой «жизненный» опыт, ребёнок увеличит скорость восприятия многих смыслов, вытекающих из оборотов взаимоотношения при его социализации.
На наш взгляд стоит сделать акцент на недопущение взрослыми ускорения получения ответа в действиях ребёнка при его непонимании, что от него хотят. Ребёнку нужно дать время на принятие информации и смысла в той необходимости, которую формулируют взрослые. Для него это не сразу переходит в привычку, а тем более в навык.
Необходимость синхронизации ритмов при диалоговом взаимоотношении людей — это, пожалуй, основа успешного доведения личного мнения (мыслей) до участников процесса обсуждения.
Крайне нежелательно «подторапливание» ребёнка к ответу, к выполнению требования, в допущении поведенческих недочётов, учитывая ранее доведённое до ребёнка. Не всегда это самое «доведённое» доходит до автоматизма в детском сознании с одного раза. Даже у взрослых возникает ложное ощущение ясности на текущий момент. Спустя время, память делает свои дерзкие выкрутасы — подводит.
У ребёнка очень важным фактором в закреплении навыков является эмоциональная память. Тут можно переключится на разговор о внимании, как непроизвольном, произвольном, так и после произвольном. В статье «Не спугните Эйнштейна» мы затронули тему мотиваций детей и их внимания, а это и есть путь к усвоению любого материала (информации) извне.
Немалой ошибкой со стороны взрослых становится «педагогический нажим» без учета определяющих факторов его внимания. Ребёнок имеет право недослышать, недопонять недоучить, а все это требует повторения, вполне возможно, что неоднократного. «Ни дня без наблюдений».
В статье «Принцип медвежатника» затронут важный момент нахождения дифференцированного подхода к ребёнку. Ребёнок имеет много прав на «саботаж». Причин много, начиная с отсутствия стартовых навыков, особенностей характера и способности нервной системы в целом. На ребёнка не следует обижаться и гневаться — он такой родился! Его надо любить и помогать ему поверить в себя! То, что он не может выучить стих с первого раза не характеризует его безнадёжность, значит он будет хорошим слесарем (воином, землекопом, продавцом). Александр Пушкин был «нулёвым математиком», и это не помешало ему стать великим в известности.
Приучая ребёнка различного возраста в рамках домашнего поведения к безукоризненному выполнению тех или иных исполнений (почистить зубы, убрать игрушки, собрать портфель, накормить кота) стоит не забывать, что существуют рассуждения в разделе «Сдвиг по фазе», ведущие к недопущению эмоциональных диссонансов в отношениях.
Для более детального осмысления вопросов запоминания у человека можно прочитать статьи специалистов о проценте сохранения принятой информации с первого раза (движение во времени). Ещё проще стоит вспомнить, как мы сами учили в детстве стихи, и с какого раза стих «ложился в память» для устойчивого его воспроизведении.
Если ребёнок будет встречать со стороны взрослых реакцию в виде доброжелательного ожидания, доброго напоминания, и отсутствия гнева при недочётах, то основа на перспективу его бесконфликтного поведения будет прочна.
Мы не воспитываем неврастеников и психопатов путём дрессировки. Концепция ресурса остаётся прежней — воспитание и научение детей без наказания. Наш слоган остаётся неизменным — убедить!
Возможно наши оппоненты, сторонники авторитарных принципов достигают успехов в становлении личности ребенка, но это в других источниках и рекомендациях.