В современном Мире тема наказания детей остаётся актуальной и не пришла к однозначному ответу в вопросах — наказывать или нет, как наказывать, за что наказывать, бить или не бить.
Существует множество мнений, и все они имеют ту или иную долю смысла. К «единой гребёнке» привести правила невозможно. Любой поступок ребёнка всегда имеет множественную предысторию, складывающуюся из внешних, по отношении к ребёнку составляющих и его внутренних переживаний и побуждений совершить поступок.
Существующие рамки законодательства до определённого периода касаются только взрослых. Значит всё, что происходит с ребёнком, находится в руках родителей при их ответственности.
А это — опять с чистого листа, с первой пелёнки, с любовью и песнями. Но поступок свершился. Всё усвоенное ребёнком: знания, принципы послушания и умение владеть собой преломляются в неустойчивой нервной системе и неокрепшей душе.
Розгами! Ремнём! В угол! Лишить всего!
В современном мире это «не прокатит», как говорят сами дети. Кнут и пряник тоже принцип размытый и широко «рамочный». Где ответ?! Он есть и звучит просто — ребёнка надо убедить в том, что он сам себя наказывает. Это звучит в настоящем времени.
Наказал — в прошедшем. Накажешь — в будущем. Очень широкий временной диапазон для возможности убеждения ребёнка стать другим!
А это и есть целая система воспитания на всех этапах, на всех уровнях, в которой задействован большой список участников.
В поведении ребёнка доминирует его эмоциональное состояние! Не высокая мораль и глубокая философия, не жёсткая логика закона, хотя, там есть множество подзаконных лазеек. Система весов постоянно «качается» - за и - против.
Если рассмотреть абстрактно модель домашнего воспитания ребёнка, в которой есть любовь, уважение, выдержка, здравый смысл, радость, доброта, желание мира во всём Мире, стремление к познанию и развитию, достойные цели, то очевидно, что наказание далеко не тождественно всему смысловому ряду этого списка.