Уникальность мыслительных процессов у Холмса состояла в абсолютном умении владеть логическими выводами на таких принципах рассуждения, как индукция и дедукция:
Логика вместе с математикой определяют всю расчётную часть нашего бытия. Тут и цифровая техника, и аналитические
выводы в любых динамических многосложных процессах. Если родители относятся к воспитанию своих детей вдумчиво и старательно, то нам совершенно не повредит совмещение педагогических принципов с аналитикой Холмса.
Логические способности заложены в природе человека, иначе он не смог бы ориентироваться в окружающем его пространстве, защитить себя, анализировать и выстраивать взаимосвязи между предметами и явлениями, а так же накапливать базу знаний в любом виде её представления. Прежде всего это личный опыт.
Вот мы и подошли к воспитательному процессу ребёнка. И первые логические связи можно с иронией рассмотреть такие:
— Мама даёт молоко — она хорошая, ей можно доверять.
— Папа кричит и угрожает ремнём — он опасен, ему нельзя всё рассказывать. Это можно отнести к индукции.
А к дедукции можно отнести много личных денег после успешного завершения обучения и получения хорошей работы, и возможность ездить на дорогом автомобиле.
Всё это добрые шутки, но намёк на практику дел очевиден.
Маленькие дети крайне любознательны, впитывают любую информацию, не успевая разложить её по полочкам, с необходимыми логическими связями. Самим им это сделать трудно, а вот тут и мы со своими рекомендациями — стать каждому родителю Шерлок Холмсом.
В зависимости от возраста детей их желание разобраться в логике вещей растёт с геометрической прогрессией. Естественно, вместе с этим и сложность индуктивных и дедуктивных выводов. Если ещё раз заглянуть в раздел «Три кита», то станет абсолютно понятна выигрышная необходимость объяснения ребёнку взаимосвязей для запоминания информации, её сохранения, и её воспроизведения при любой жизненной необходимости. Остаётся ещё раз прочитать произведение Конана Дойла.
Если незаметно втянуть ребёнка в игру с необходимостью анализировать, сопоставлять и делать логические выводы, естественно, с вашей помощью, то можно быть уверенным, что «три кита» его не подведут ни при изучении математики, при запоминании сложного стихотворения на уроке литературы, и изучения правил русского языка. А креативное мышление ребёнка, как стало модно выражаться, станет образцовым.
Важно к каждой возрастной категории подбирать посильные, для понимания процессы и сопоставления предикатов. Если только ваш ребёнок сам не пожелает вам объяснить почему теория эволюции Дарвина несостоятельна.
О пользе развития логического мышления в интернете есть публикации. Все они рекомендуют множество настольных игр, определяющих интересы ребёнка. Так же ребусы, загадки, сканворды. Всё это требует внимания и участия взрослых.
Затронув данную тему хочется сделать акцент на поведенческих особенностях взрослых и детей при общении. Взрослые склонны руководствоваться в своих назиданиях методом дедукции, порою опускаясь с верхних смыслов до нижнего определения, совершенно не учитывают того, что дети ещё незнакомы с озвученными сущностями, а это требует необходимости подробного объяснения ребёнку их значений.
Ребёнок же, наоборот, индуктивным рассуждением движется снизу вверх по смыслам и часто не может убедить взрослых в значениях своих выводов. В каждой ситуации надо проявить выдержку и осмотрительность. У детей логика отличается от взрослых. Дети на ходу придумывают свои абстрактные выводы и смыслы. Это совершенно замечательно, за этим кроются задатки креативного мышления*. Если взрослый по неосмотрительности «надавит» на мышление ребёнка, задавив авторитетом, то результат будет плачевный — ребёнок получит стресс и будет сомневаться в себе. Он начнёт «тупить», уклоняясь от ответа. На этот счёт мы рассуждали в статье «Не спугните Эйнштейна».
Маленьким житейским примером можно отвлечься от предикатов и креатива. Летом время с ребёнком в деревне, где созрела жёлтая малина на единственном кусте. Ребёнок оценил вкус ягод и за каждый подход к кусту получал горсточку малины. Приехали зимой, снег в колено, ребёнок первым делом побежал к этому кустику. Но был огорчён до слёз — ягод нет! Чтобы успокоить ребёнка пришлось ему рассказать о временах года, о теплом лете и воде, которая зимой замерзает.
Ну и в завершение рассуждений о методах Холмса непременно сошлемся на статью «Бесстрашный диалог» и тогда логическая цепочка будет полной:
* Креативное мышление — это способность создавать или иным образом воплощать в жизнь что-то новое, будь то решение проблемы, метод, устройство, художественные объект или форму. Креативное мышление помогает быстро реагировать на любую проблему и находить нестандартные пути выхода из сложных ситуаций.