Когда же он (она) уже скажет, что он хочет!? Не прошло и трёх лет — да когда же ты замолчишь!?
С этой доброй шутки хочется начать серьёзный разговор на обозначенную тему раздела. Как только ребёнок пошевелил губами, глядя вам в глаза, вы начинаете с ним первый диалог.
Пропустим фазу инопланетного общения с необходимостью расшифровывать плач ребёнка. Речь будем вести о единстве смыслового обмена в диалоге с ребёнком. Часто приходится наблюдать идущую впереди ребёнка маму, произносящую ёмкие речи и, периодически оборачиваясь, спрашивающую — ты понял, что я тебе сказала?!
Односторонний диалог по причине авторитаризма (либо глупости) родителя! Ну, что, бывает. При всём при этом, находясь уже дома, мама пытается уточнить, насколько ребёнок усвоил материал. Это из разряда полу-шуток, бытующих в повседневной практике общения. Тут и до ремня недалеко. Не допустимо!
При желании родителей понять первые слова ребёнка не сложно, а их запись в архивную тетрадь происходит со множеством позитива. Тут нужно сразу определиться в серьёзности намерений — ребёнок доводит вам свои первые мысли! И если вы начнёте, по ходу дела, требовать от него правильной «озвучки», знайте, что вы совершаете большую ошибку, посягая на его личный язык!
Принимайте и учитесь мгновенно интерпретировать речь ребёнка. Перед вами очень гибкое, но ранимое существо с небольшой инерцией восприятия и обучаемости. Тут требуется особое ваше умение выстроить необходимый лексикон.
Вот, вы, как два светских лорда ведёте мирную беседу, сидя на диване, пережёвывая дольки мандарина. Держите себя в руках. Ваше ложное ощущение того, что ребёнок понимает все ваши фразы ошибочно! Не форсируйте события. Продолжайте изучать язык ребёнка — он на нём думает! Ваш безупречный «эсперанто» пока ему не по зубам.
«Учите языки природы!» Ребёнку предстоит накопить запас слов в их принадлежности к смысловым конструкциям. Следующим этапом научиться конструировать мысли и закреплять их фразами. Этот опыт хорошо усваивается при прослушивании ребёнком коротких текстов из книг и из ваших повествований с постоянной обратной связью.
— Кто пошёл за сеном!? — Правильно, корова!
И так далее. Важно давать возможность ребёнку «выговариваться». Все корректировки речи делать незаметно и без назидательного пресса! Большой ошибкой со стороны родителя является уподобление токующему глухарю, когда птица не слышит никого, а свои призывные речи распространяет в многословии.
Ребёнок скоро перестанет вас понимать, замкнётся, станет уклоняться от бесед и, больше того, начнёт терять должное внимание, а это уже цепная реакция, которая даст свой эффект с первого школьного дня.
Мамы, как правило, обладают многословием в общении с ребёнком, но они выигрываю тем, что всё, что они наговорили, даже и не вспомнят, а ребёнку не потребуется подтверждать услышанное. Но папы в своём необузданном стремлении перетащить всю «Ленинскую библиотеку» в голову ребёнка иногда теряют здравый смысл с излишним нажимом. Шаг за шагом! Слово за словом! Фраза за фразой!