Дети приходят в большой мир чистыми и прозрачными.
Свою миссию они, до поры до времени, не осознают, не понимают и не считают нужным. Их ближняя осознаваемая задача — жизнеобеспечение. Чуть позже появляется необходимость отстаивать свои границы, а пока — это территория манежа и кроватки. Череда тренингов на общении – «на», «дай» закрепляет их понимание окружающего мира. Вскоре происходит перемещение из манежа в песочницу, далее на игровую площадку детского сада, а потом «захват» территорий приобретает лавинный процесс.
С территориями разобрались. Наступает пора внести понятие о границах иного свойства – «личных», в нелинейных измерениях. Прочность этих границ будет требоваться на долгом протяжении в будущем, поскольку с ростом ребёнка растут и его достижения, требующие защиты.
Вот он яро отстаивает форму одежды, в которой ему предстоит выйти на улицу, меню на предстоящий обед и усиленно бьётся за период пользованием игровой приставки (телефоном, планшетом, компьютером).
Всё это логично и ни куда от этого не укрыться «агрессорам» в лице нарушителей границ — родителей. Так рассуждает ребёнок и всячески старается этого не допустить.
Дипломатия отношений с ребёнком на эту тему имеет характер «ступенчатого развития». То, что ребёнок принадлежит наполовину себе лично, а другая половина родителям, он и сам не догадывается.
Растущее тело с множественными ежедневными трансформациями нервной системы и верхнего сознания определяют цельную сущность ребёнка.
Вот мы и подошли к раздаче ролей и построения мизансцен в этом чудесном спектакле. Первая роль защитника незамедлительно осваивается ребёнком - ему есть что защищать! Собственное «Я»!
Существуют жёсткое суждение о том, что личное мнение ребёнка и понятие, его собственное «Я» это абсурд. Ребёнок обязан слушаться и подчиняться! Спать! Не орать! Об этом мы не раз говорили, сопоставляя наши принципы на ресурсе «Без ремня» с чуждым для нас «авторитаризмом».
Предлагаемое к рассмотрению в данной статье будет складываться из ранее раскрытых тем: «Ребёнок провокатор», «Послушание на протесте», «Слабое звено», «Кризис возраста или кризис жанра». В этих статьях рассуждение происходит о первопричинах возникновения ряда поведенческих особенностей, ведущих к конфликту в отношениях.
Далее мы сделаем попытку объяснить причины возникновения тех самых «ступеней», после которых возникает продолжение возникшего, но на новом уровне конфликта (ступени), более сложного, с порождением новой ступени очередного негатива.
Во взрослой психологии есть современное направление «гештальт терапия». Смысл простой - надо вернуться на жизненно-поведенческую лесенку, подправить «маршрут» и продолжить движение дальше. С детьми это не проходит, с ними надо делать все процессы вовремя и на своём этапе следования.
Почему так? Как мы говорили ранее об интенсивности изменений во всём существе ребёнка, темпы невероятно высоки, вот они-то и не дают применить корректирующее новаторство. Всё, чему научились педагоги и детские психологи учитывать, так это, этапы переходного возраста. У нас этому посвящена статья «Кризис возраста или кризис жанра».
Не будем же и мы разводить руками и сетовать — вот так, дожили до кризисного возраста. Ждём! Чего? Что оно, как прыщ, само рассосётся!? Не произойдёт. Новая кризисная ступень не заставить себя ждать, опираясь на ряд, состоявшихся перекосов («Цена обиды»).
Что касаемо взрослых, то при практике в рамках статьи «Нужна корректировка», родителям все способы хороши для изменения ошибочных принципов, убеждений и способов общаться с детьми. После этого, может быть, удастся осознать причину произошедших разногласий на ранних ступенях, но важно не продолжать наращивать стоимость ранних обид ребёнка, незримо определяющих его непослушание и несговорчивость.