Если спросить курящего человека — зачем он курит!? Один из ответов будет - успокаивает, а второй - привычка. Надо включить часы и засечь сколько нужно времени для успокоения, показатели будут совершенно разные, в зависимости от эмоционального состояния.
В нашем случае курящие дети под рассмотрение не попадают. Тогда возникает вопрос — а им как быть!?
Таким образом, мы вернулись в русло концепции ресурса «Без ремня». А это значит, попробуем разобраться со «сдвигами по фазе» при эмоциональных диссонансах. Любой сдвиг должен рассматриваться, как минимум, при двух процессах.
Давайте возьмём за основу такие показатели, как эмоциональное состояние и состояние восприятия (внимания).
Психика и нервная система ребёнка отличается от взрослого и это должно приниматься безоговорочно. Проблемы в отношениях взрослого с ребёнком начинаются сразу, когда этим пренебречь. Кто с этим не согласен, может дальше не читать, у них своё представление о «фазовых сдвигах».
Наши рассуждения во всех публикациях ресурса предусматривают сохранение эмоционального равновесия. Прежде всего, в оценке состояния ребёнка, следом эмоциональное состояние взрослого. И только после этого можно совмещать показатели состояния ребёнка с взрослым.
В разделе ресурса «Анкетирование» можно посмотреть из чего складывается эмоциональная устойчивость, и в какой зависимости от различных ситуаций эмоциональный всплеск характеризуется агрессией (плач, истерика, каприз, вандализм). Выражаясь на языке технарей — агрегат пошёл вразнос. Потерял управляемость.
Вот мы и подошли к детскому восприятию, способности сохранять необходимую устойчивость внимания. Эта взаимосвязь относится, как к детям, так и к взрослым.
С одним отличием — с ребёнком сложнее. Он не руководствуется (не умеет) здравым смыслом, как взрослый. Взывать к этому смыслу иногда и взрослых бесполезно при состоянии агрессии! Ситуации сдвига фаз между двумя состояниями — агрессия на максимуме внимание в отрицательной плоскости.
Теперь можно на практическом примере рассмотреть поведение в паре. Ребёнок в состоянии истерики (эмоционального взрыва), а родитель требует от него разумных действий. Их не будет! Ребёнок имеет «сдвиг по фазе» его эмоции на максимуме, а внимание на нуле. Надо успокаивать!
Чем раньше это осознают родители, тем безопаснее будут проходить отношения между всеми участниками воспитания и продуктивнее.
Поскольку эмоциональная устойчивость у каждого своя. И, видимо, глупо требовать от мамы, вышедшей из равновесия, чтобы она подала ужин папе, пришедшему с работы. Надо всем успокоиться (прийти в равновесие).
Начнём с ребёнка. Делать это должен самый выдержанный, на тот момент, воспитатель. Пусть папа покурит и займётся этим. Поймите, на все времена наперёд, взывать к разуму, справедливости, произнося много слов на фоне эмоционального всплеска бесполезно.
При удачном успокоении процесс требует продолжения и управления. Два замечательных рычага воздействия можно пускать в ход. Первое — это спросить и получить подтверждение от ребенка — да я успокоился! И контрольным вопросом закрепить прочность воли ребёнка.
— Будем обсуждать (заниматься, слушать, читать, писать)?!
Мы формируем советы для тех родителей, у кого есть время, а если его нет!? Тогда, ссылаясь на распорядок дня и то, что уже надо спать, а уроки не сделаны, вы начнёте действовать на «хвостике» детского успокоения при второй попытке выдать дневную норму необходимых постижений. Опять ошибка!
Фазовая сходимость эмоций и восприятия между вами должна быть полной. Тогда ребёнок легко закрепляет родительскую поддержку, и с радостью напрягает своё внимание, а оно тренируется от раза к разу. Важно не иметь «сдвига по фазе».
Эмоциональная устойчивость в основном зависит от характера человека, а уж потом от методов воздействия. Мы берём в расчет, что нет биологических сбоев. Ребёнок сыт и здоров.
Хитросплетение чувств ребенка даёт ему ту самую прочность, с которой он с вами общается. Сильным фактором влияния может быть его небеспричинная тревожность, с которой надо разобраться отдельно по всем составляющим, начиная с устранения детских страхов. Тот же принцип — успокоить и заверить. Можно продолжить процесс деталировки при рассмотрении многих факторов. Важно понять основное:
В статьях: «Принцип заблудить» и «Принцип паузы» мы коснулись проблемы внимания ребёнка, но основной подход в общении разобран в статье «Принцип медвежатника».
От эмоционального состояния зависит многое в развитии ребёнка, особенно его творческая активность и его мотивации.
Мы не углубляемся в рассмотрение позитивных эмоций, хотя они оказывают сильное содействие при выходе из эмоционального дисбаланса. Важно руку держать на пульсе и не допускать устойчивых «сдвигов по фазе». Тогда ребёнок с радостью будет вас слушать и внимать! А вскоре и радовать своими успехами!