Сознание и память ребёнка отличается от взрослого, прежде всего, интенсивностью роста и формированием нервной системы, включая память. Существует мнение, что человек за всю свою жизнь не использует весь объём нейронов.
Тогда что можно сказать о ребёнке, мозг которого стремительно развивается и вместе с этим наполняется знаниями, на которых строится дальнейшее поведение ребёнка? Таким образом, можно представить абстрактно две области, которые отвечают за весь «багаж» знаний. Одна часть заполнена, а вторая часть растёт и непрерывно наполняется поступающим информационным материалом, а так же новыми взаимосвязями в структуре памяти, отвечающими за жизнедеятельность организма, которые определяют его целеполагание, мотивации, умение выстраивать эмоции, а самое главное — стремиться к своему дальнейшему развитию.
В основе смысловой линии ресурса «Без ремня» определена важность бесконфликтных взаимоотношений родителей с детьми, методы формирования обоюдного умения и построения гармоничных отношений с обеих сторон. И если поведение взрослых должно быть глубоко продуманным, то ребёнку желательно иметь представление о своей миссии, которая вырисовывается из родительских напутствий и личных фантазий ребёнка.
Если ребёнок говорит, что он будет космонавтом, то это не подлежит высмеиванию. Наоборот — это должно приветствоваться окружающими, поскольку для ребёнка это крайне важно! Растёт его самооценка, происходит множество тренингов и много того, что наполняет и формирует содержание пустующей части «сосуда».
Вернёмся к нашей модели. Сделав для себя установку, ребёнок начинает наполнять свободную часть — ищет знания, отрабатывает необходимые умения и следит за реакцией родителей (окружающих) в ожидании одобрения его действий. Мы подошли к тому моменту, когда при различных «декорациях» родителям надо выходить на сцену совместного театра. Кто напишет роль с текстом родителям!? Заодно и ребёнку. Правильно! Вот мы и напишем, прочитаем ряд разделов ресурса, подберём множество советов психологов и педагогов со стороны, выслушаем похвалу знакомых в формате:
— У вас талантливый ребёнок ему непременно надо в космонавты!
А если так:
— Ни в коем случае — опасно, бесперспективно, трудоёмко и всё на нервах.
Ну, что, дорогие родители, есть запасной план действий!?
Нет! А должен быть, это ваш ребёнок, понимаемый и любимый вами. Непременно должен быть запасной вариант, так как ребёнок через неделю подготовки в космонавты заявит вам, что он будет великим физиком, в роговых очках и с огромной залысиной в области лобных долей!
Весело!? Наконец-то мы все вместе стали понимать, что такое наш «сосуд», наполовину полный или на такую же половину пустой! Вы поспешите сказать, что эти части не ровно «половинчатые», а кто их может измерить!?
По мере взросления, ребёнок сам выстраивает своё будущее с большей ответственностью и осознанностью, полагаясь на обретаемый опыт и знания, чем больше и значимей этот необходимый багаж, тем процесс наполнения пустующей части «сосуда» будет выражаться с лучшим результатом.
Что делать родителям?! Видимо, создавать атмосферу мотиваций у ребёнка, помогать наполнению пустующей части. Процесс не должен идти «на самотёк». Важно не повестись на том, что ребёнок считает себя «абсолютным корифеем» в заполненной части. Тут нужен подход и, при необходимости, соучастие в поддержке инициативы, а может и наоборот — отвлечь и перенаправить. Одно можно с уверенностью сказать: знаний, умений и навыков много не бывает. Критическая точка «наполнения» непременно произойдёт. Ребёнок сделает верный выбор. С вашей незаметной, но очень значимой помощью, разумеется.