Ребёнок начал говорить и вскоре родители слышат — ты плохой (плохая). Вот тебе раз! И кормим и одеваем и заботимся. Дождались! Разные родители и разная реакция на эксперимент говоруна. Мало кто из родителей пытается выстроить диалог в опровержение «плохости» ради достижения истины, ребёнок сам не знает почему пришлось выставить таку оценку, а объяснить не может. Он маленький фантазёр! Родители не могут ничего сделать, кроме озвучивания фраз:
— C родителями так нельзя!
— Мама (папа) не может быть плохой!
— Иди извиняйся перед бабушкой (дедушкой).
— А почему ты так решил!? Потому что!
Вариантов может быть много и все они куда-то ведут. В семьях с написанным манифестом, полной «разлинованностью» этой житейской тетрадки, где всё попадает под однозначность выводов на текущий момент и на перспективу. Дабы не было повадно следующий раз.
Ребёнок отчитан, наказан, обижен и ничего не понял в происходящем. Тем более, он всё забыл и для него это не важно, у него есть множество других личных проблем.
Вскоре выражение эмоций или фантазий ребёнка повторяется подобным образом. И педагогический материал, по мнению родителей, закрепляется. Так нельзя! Получи!
Скорее читайте на нашем ресурсе статью «Критика и аналитика», иначе к переходному возрасту вашего чада вы не успеете понять, как над было реагировать. А заодно статью «Бесстрашный диалог», если в семье слово «диалог» осознано, и есть понимание разницы между монологом.
Вот на такой модели можно отработать рассуждения о ряде диссонансов и непонимания в семье. Забегая наперёд, вам (нам) ещё потребуется статья «Три в одном».
Мир ребёнка, его переживания, его тревоги формируются с его взрослением, и это не является открытием, но каждое событие и реакция ребёнка на него — это нечто уникальное под вашими семейными звёздами. Понять ребёнка и его тревоги, если это принято в доме, просто становится повседневной нормой и необходимостью («Ни дня без наблюдений»).
И не спешите отстаивать свою правду, заполняя таблицы ваших требований в той самой разлинованной тетрадке. Лучше дайте возможность и право анализа произошедшего собственному ребёнку. Вам остаётся предложить множество совместных рассуждений с заходом в интернет за информацией для независимого мнения. И вы сумеете убедить ребёнка в своей правоте, значит у ребёнка есть задатки перфекциониста, это не самое плохое качество для взрослого человека, а у ребёнка пусть будет характеристика — «синдром отличника».
Но остаются подводные камни, с которыми желательно разобраться. Необходимо понять на каких принципах ребёнок с вами соглашается, а нет ли там уклонения от глубины анализа произошедшего события, при этом ребёнок сдаёт свои позиции суждения, выбирая для себя минимум тревог. Тревоги могут быть определены непонятностью доводов, информации, терминологии, постановкой важности проблемы и просто в страхе перед родителями. Дети любят выгоду, а тем более не придётся изучать в этом случае новые для них предметы (осваивать знания). Так что вопросы хитрой политики воспитания в семье остаются на повестке дня.
Привычка у детей уклоняться от родительского пресса возникает однажды, закрепляется и следует за ними неуклонно по жизни. Кроме этого закрепляется поведенческая форма, ребёнок сам становится «великим критиком» , а неумение аргументировать свою точку зрения он дополняет избытком напускных эмоций. Театр Моэма продолжается, но теперь главный герой сцены он сам — ребёнок.
А что вы хотели, уважаемые взрослые, всё «под копирку» — принцип бумеранга сработал. Теперь вы не можете понять собственного ребёнка. Обвиняете переходный возраст, все диссонансы и проблемы межличностных отношений. Что делать!? Продолжать воспитывать, если у вас ещё есть энергия для этого. Но теперь придётся рушить множество баррикад детского уклонения, буквально, во всех ваших доводах в той или иной необходимости развития ребёнка.
Все ориентиры у него к пубертатному периоду состоялись (он так считает) и рьяно отстаивает свои границы, а вы в зоне критики — тупика! Бумеранг вашей регулярной критики вернулся!
Не надо нервничать, просто у вас наступил кризисный возраст, точнее период жизни в роли воспитателей и из этого кризиса надо искать достойные пути выхода, поскольку ответственность по-прежнему за вами.
Берём чистый лист бумаги, читаем статьи «Нужна корректировка» и «Три в одном». Признаёте свои ошибки и продолжаете эту почётную миссию — быть любящими родителями. Цель прежняя — воспитать гармоничную личность без ИРЛ с минимальным комплектом тревог в поведении и высокой степенью ответственностью, за вас в том числе.
В дополнение к изучению и признанию своих педагогических недочётов ещё раз нужно заглянуть в статью «Поиск компромиссов» с целью выяснения насколько высока у вас родительская несговорчивость (ригидность). Вполне возможно, что придётся воспользоваться услугами внешней помощи для организации необходимой корректировки комплекса возникших проблем в вашей семье. Ничего страшного, множество методистов ведут эту деятельность, создавая детские коллективы с необходимыми воспитательными мероприятиями в виде целевых тренингов. За вами право принятия решения по выходу из тупика.
По предложенной теме критики детей и её последствия существует много мнений и в большинстве они приходят к единству, в котором отсевается разрушающее действие на психику ребёнка. Ряд родителей применяют эту практику в воспитательных целях, объясняя отговоркой — мы же его не бьем и даже не наказываем. На самом деле обесценивающее замечание критического свойства разрушают многое внутри сознания ребёнка. Прежде всего — это порождение постоянной неуверенности в себе, заниженная самооценка. То, что это хорошая почва для приобретения избегающего расстройства личности во взрослом будущем ребёнка. Ряд публикаций на эту тему содержит терминологию, как разрушительная и деструктивная критика.
Цель нашей статьи — сориентировать читателей (родителей) в причинах серьёзной проблемы, которая как снежный ком изо дня в день обволакивает волю ребёнка и формирует негатив его ответной реакции. Ребёнок становится отчуждённым, так как он начинает бояться разрушительного многословия родителей по любому поводу в своих инициативах.
В зависимости от генетической прочности характера ребёнка результат подобной практики может дать очень печальный результат, ребёнок обязательно придёт к нервному срыву, а это тупик возведённый в квадрат. У нас на ресурсе выражена альтернатива любой критики с применением аналитических, познавательных рассуждений. Дело за выбором.