Анкетирование
 
 
 
 0
АРазмер
ААА
0Печать

В атмосфере восприятия

Построение бесконфликтных отношений с детьми, вовлечение в совместное творчество, развитие мотиваций у ребёнка

Каждый ребёнок — это великий экспериментатор, особенно в отношениях с родителями. Большинство родителей без опыта любой поведенческий эксперимент ребёнка принимают за «издевательство» над собой. Вот тут можно долго и глубоко рассуждать — так ли это!? Конечно же, нет! Всё иначе.

Ребёнок не знает многого о принципах общения, так же о принципах электричества, водопровода и работы пылесоса, пытается самостоятельно наладить отношения с окружающим миром. 

Это ценное качество ребёнка можно развить, а можно занизить до простого повиновения, тогда, взрослея, ребёнок будет постоянно нуждаться в «поводыре». Безынициативность перерастёт в инфантильность и тогда возникнет иная проблема у родителей, а вместе с этим и пробел в развитии творческой личности. 

Пока ребёнок маленький он всюду лезет с исследовательским интересом, кроме пылесоса — тот шумит и ребёнок его боится, но до поры до времени. И эксперимент продолжится при разборке пылесоса по частям. А что у него внутри!? 

Вот на такой иносказательности хочется начать рассуждение в теме общения ребёнка с родителями и частого непонимания родителями собственного ребёнка. Ведь он исследует Вас!

Вы, как пылесос, начинаете шуметь, и тут наступают неприятные сложности в ваших отношениях. Ребёнок замыкается, перестаёт вас изучать при единственном впечатлении — бояться! Это не страх к дворовой собаке, которая может укусить, это надлом в воспитательном процессе. Фаза исследования переходит в фазу разведки боем. Ребёнок начинает вредничать коротким непослушанием, вы шумите, а ему этого только и надо: вы для него стали управляемым объектом — включил - выключил. Началась разборка «пылесоса» по частям. Да, это провокация! Это снежный ком, растущий с каждым конфликтом. Общение в доме становится изнуряющим.

Непослушание ребёнка, ваша непонятная гневность, всё это строится на простом желании ребёнка проводить те самые исследования, выстраивая отношения в свою пользу («Ребёнок провокатор»).

Ребёнок определил предел дальнейшего изучения. Мне хорошо, и отлично, зачем выдумывать большее? Для него нет перспектив в открытиях для себя ваших новых качеств. Вы — шумящий пылесос!

Многие родители допускают общую ошибку в отношениях с детьми, лишая ребёнка выразить себя в своих исследовательских порывах.

— Скажи - спасибо!
— Разве так можно с взрослыми?

Ребёнок оценивает происходящее по своим лекалам, и если он поступил не так, как хочется родителям, разбираться с этим нерезонно, как минимум. 

Хочется напомнить фильм «Серёжа», в котором искренность реакции ребёнка справедливо «зашкалила»:

— Дядя Петя, ты, дурак?! 

Проще поинтересоваться чуть позже — почему было так?! Эксперимент! В юношеском возрасте ребёнок пробует себя в разных формах самовыражения, включая этические разнообразия. Не возводите это в конфликт. Уже произошло!

При желании и должном вашем подходе ребёнок вам всё объяснит, чуть позже. А маленькие дети могут и не вспомнить, что было, так-как для них это норма — они так считают и они правы!

Желание родителей воспитывать своих детей 24 часа в сутки приводит к тому, что родители перестают понимать собственных детей и воспринимают их, как объект одёргивания, ещё хуже, окрика.

Попробуйте посмотреть на ребёнка с инженерным подходом, опишите его основные характеристики из ваших наблюдений, а потом дополните список мнением сторонних участников.

Нет смысла оспаривать, если чужие характеристики вас будут не устраивать. Лучше приглядеться к ребёнку, именно, с этих сторон. Будет проще понять, где вы ошибаетесь:

  • эмоциональная устойчивость;
  • лидерство;
  • неуверенность;
  • перспектива успеха — оставить всё на потом;
  • неусидчивость (необходимы паузы);
  • целеполагание в творчестве (нужно вдохновение);
  • понимание особенностей ребёнка (его темперамент, на что реагирует -  шутки, уговоры).

Взаимодействие с детьми даёт больший эффект при выдерживании должной атмосферы восприятия, что позволяет «отрабатывать» (прививать) формат доброго общения. Кое-что из нижеследующего перечня упоминалось в других разделах разрозненно, а сейчас это можно представить так:

  • вовлечение ребёнка в свою атмосферу (резонансное вхождение в его атмосферу);
  • «подбор ключей» («Принцип медвежатника») к ребёнку (развитие интересов, в играх, развлечениях, содействие успеху ребёнка в действиях);
  • выравнивание резонанса темпераментов (недопущение эмоциональных перегрузок, отвлечение на сторонние интересы);
  • пробуждение интереса к общению (как ты думаешь, а может мы поедем туда, что бы ты хотел?). Рассуждали ранее в заметке «Не спугните Эйнштейна».

Можно расширить рассуждения, добавив ориентиры управления поведением в динамике:

  • плавные переходы в сосредоточении на объектах внимания;
  • соблюдение принципа объяснения и убеждения;
  • достижение мирного согласия (логические связи, предпочтения, управление эмоциями ребёнка);
  • недопущение проявления агрессии (паузы в действиях, отвлечение)
  • мирный выход из крайнего состояния взрыва (как бы ты сам хотел? - управление его знаниями);
  • создание атмосферы поддержки ( объяснение свойств предметов и явлений, их  назначение);
  • научение последовательности вхождения в новое (шаг за шагом в игровой форме);
  • предоставление права объяснять самому, без боязни ошибиться (похвала при удачах, помощь, показ личным примером);
  • поощрения (закрепление инициатив в любых развивающих мероприятиях): похвала, уступка в победе, озвучивание успешных моментов по итогу; 

Выдерживание атмосферы восприятия должно преследовать важные цели в воспитании при удачном закреплении навыков, таких как:

  • научение (развитие самостоятельности и выработка мотиваций);
  • убеждение (получение ребёнком интересного объяснения, доступная аргументация, знакомство с примерами из истории известных людей).

Принуждение категорически исключается из обихода! Это не ваша собственность — не забывать постоянно об этом!

Создавая желаемую атмосферу, потребуется дополнительное изучение и обследование: прочтение, ознакомление с методами воспитания и психологическими стереотипами. Удержание в резонансном поле: построение диалогов на интересах ребёнка. Постановка на роль: создание игровых форм поведения ребёнка.

Активизация ранних (ближних) мотиваций - развитие внимания ребёнка на доступных объектах осмысления (творчество, поэлементное приобретение знаний, организация и проведение конкурсов).

Данный раздел имеет связку с предыдущими рассмотрениями: «Бесстрашный диалог», «Принцип медвежатника».

33Из пустого в порожнееДва сапога — пара11