Каждый ребёнок — это великий экспериментатор, особенно в отношениях с родителями. Большинство родителей без опыта любой поведенческий эксперимент ребёнка принимают за «издевательство» над собой. Вот тут можно долго и глубоко рассуждать — так ли это!? Конечно же, нет! Всё иначе.
Ребёнок не знает многого о принципах общения, так же о принципах электричества, водопровода и работы пылесоса, пытается самостоятельно наладить отношения с окружающим миром.
Это ценное качество ребёнка можно развить, а можно занизить до простого повиновения, тогда, взрослея, ребёнок будет постоянно нуждаться в «поводыре». Безынициативность перерастёт в инфантильность и тогда возникнет иная проблема у родителей, а вместе с этим и пробел в развитии творческой личности.
Пока ребёнок маленький он всюду лезет с исследовательским интересом, кроме пылесоса — тот шумит и ребёнок его боится, но до поры до времени. И эксперимент продолжится при разборке пылесоса по частям. А что у него внутри!?
Вот на такой иносказательности хочется начать рассуждение в теме общения ребёнка с родителями и частого непонимания родителями собственного ребёнка. Ведь он исследует Вас!
Вы, как пылесос, начинаете шуметь, и тут наступают неприятные сложности в ваших отношениях. Ребёнок замыкается, перестаёт вас изучать при единственном впечатлении — бояться! Это не страх к дворовой собаке, которая может укусить, это надлом в воспитательном процессе. Фаза исследования переходит в фазу разведки боем. Ребёнок начинает вредничать коротким непослушанием, вы шумите, а ему этого только и надо: вы для него стали управляемым объектом — включил - выключил. Началась разборка «пылесоса» по частям. Да, это провокация! Это снежный ком, растущий с каждым конфликтом. Общение в доме становится изнуряющим.
Непослушание ребёнка, ваша непонятная гневность, всё это строится на простом желании ребёнка проводить те самые исследования, выстраивая отношения в свою пользу («Ребёнок провокатор»).
Ребёнок определил предел дальнейшего изучения. Мне хорошо, и отлично, зачем выдумывать большее? Для него нет перспектив в открытиях для себя ваших новых качеств. Вы — шумящий пылесос!
Многие родители допускают общую ошибку в отношениях с детьми, лишая ребёнка выразить себя в своих исследовательских порывах.
— Скажи - спасибо!
— Разве так можно с взрослыми?
Ребёнок оценивает происходящее по своим лекалам, и если он поступил не так, как хочется родителям, разбираться с этим нерезонно, как минимум.
Хочется напомнить фильм «Серёжа», в котором искренность реакции ребёнка справедливо «зашкалила»:
— Дядя Петя, ты, дурак?!
Проще поинтересоваться чуть позже — почему было так?! Эксперимент! В юношеском возрасте ребёнок пробует себя в разных формах самовыражения, включая этические разнообразия. Не возводите это в конфликт. Уже произошло!
При желании и должном вашем подходе ребёнок вам всё объяснит, чуть позже. А маленькие дети могут и не вспомнить, что было, так-как для них это норма — они так считают и они правы!
Желание родителей воспитывать своих детей 24 часа в сутки приводит к тому, что родители перестают понимать собственных детей и воспринимают их, как объект одёргивания, ещё хуже, окрика.
Попробуйте посмотреть на ребёнка с инженерным подходом, опишите его основные характеристики из ваших наблюдений, а потом дополните список мнением сторонних участников.
Нет смысла оспаривать, если чужие характеристики вас будут не устраивать. Лучше приглядеться к ребёнку, именно, с этих сторон. Будет проще понять, где вы ошибаетесь:
Взаимодействие с детьми даёт больший эффект при выдерживании должной атмосферы восприятия, что позволяет «отрабатывать» (прививать) формат доброго общения. Кое-что из нижеследующего перечня упоминалось в других разделах разрозненно, а сейчас это можно представить так:
Можно расширить рассуждения, добавив ориентиры управления поведением в динамике:
Выдерживание атмосферы восприятия должно преследовать важные цели в воспитании при удачном закреплении навыков, таких как:
Принуждение категорически исключается из обихода! Это не ваша собственность — не забывать постоянно об этом!
Создавая желаемую атмосферу, потребуется дополнительное изучение и обследование: прочтение, ознакомление с методами воспитания и психологическими стереотипами. Удержание в резонансном поле: построение диалогов на интересах ребёнка. Постановка на роль: создание игровых форм поведения ребёнка.
Активизация ранних (ближних) мотиваций - развитие внимания ребёнка на доступных объектах осмысления (творчество, поэлементное приобретение знаний, организация и проведение конкурсов).
Данный раздел имеет связку с предыдущими рассмотрениями: «Бесстрашный диалог», «Принцип медвежатника».