Анкетирование
 
 0
АРазмер
ААА
0Печать

Дерево целей — цепочка успеха

Приобретение навыков ребёнком, детский опыт без «форсирования», планирование успеха воспитания

Дерево целей — это всегда план по решению конкретных задач, а не список желаний. Подход позволяет рассмотреть любую задачу с разных сторон и найти наиболее выигрышные комбинации для её достижения.

При визуальном оформлении структура "дерева" целеполагания напоминает перевёрнутое дерево, где корни дерева — цель, а ветви — подцели первого, второго и последующих уровней. У большинства людей постановка целей не вызывает сложностей: «зарабатывать больше», «выучить иностранный язык», «похудеть». Однако трудности начинаются сразу же после, когда нужно переходить от слов к действиям, чтобы хотя бы одна из целей была достигнута.

Как бы ни было сложно убеждать детей, и самим иметь должную выдержку, но понимание того, что ниоткуда ничего не возьмётся и не станет опорным кирпичиком в личности ребёнка должно быть прочным. Само «дерево» может быть выражено «в карандаше», в мыслях, но чёткость исполнения ступеней целей должна быть.

Для начала рассуждений в данной статье напомним нашу зарисовку «Сумбурный авторитаризм».

Многие проблемы воспитания детей появляются именно по причине абсурдных действий со стороны родителей. Мы не будем давать оценку «штатным» воспитателям (детский сад, школа), у нас нет такого права, но вниманию родителей по возможной проблеме мы предложим рассуждение.

Продолжим с лирической зарисовки. Летнее пребывание детей в деревне не обходится без велосипеда. Привожу в подарок «велик» сестрёнкам 4 и 7 лет. Старенький есть, но старшая не очень щедра на позволение. А тут личный для младшей.

Не успел я оглянуться, как дед учит ребёнка, выдавая команды: садись, крути, поезжай! Минута и ребёнок с плачем потирает сбитые колени. Велосипед вызвал большое опасение. Отказ! Пол дня потребовалось на уговоры и поэтапную поддержку в освоении личного инвентаря. Шаг за шагом, вожу велосипед, помогаю рулить, крутить педали и тормозить. Успех к вечеру!

Суть ошибки взрослых проста — либо не понимание ребёнка, либо не желание ввязываться в процесс объяснения.

Но есть сложные постановки, требующие детального, последовательного закрепления в умении ребёнка необходимого навыка. Особенно в становлении волевых качеств. Мы касались темы с примером игры в шахматы. Если ребёнок не готов проиграть в силу своих эмоций, то игру надо начинать именно с закрепления волевых ощущений и радостных ожиданий на победе, которую тоже надо умело преподнести. Оказывается от шахмат очень легко отвадить ребёнка. Впрочем, как и от многих начинаний, в результате «сумбурного» обучения (воспитания чувств, воли, становления самооценки ребёнка).

В ряде обучений детей чему-либо одной любви может быть недостаточно, необходим методичный подход и знание предмета, к которому ребёнка приобщают. Мастерство педагога на тот момент просто необходимо. Не обижая любящих родителей, хочется предложить им некий метод планировки действий в деле достижения поставленной цели.

Метод прост в понимании, но эффективен в достижении результата. Метод разработан в научной сфере и находит применение в многовариантный задачах управления. Метод построения «дерева целей». В приложении к статье есть доступный видео-пример.

В наших ориентирах мы должны упомянуть, что ни один ребёнок не «берётся с наскока», выражая согласие участвовать в непонятном для него деле. Ему надо оценить себя изнутри, решиться действовать при минимизации неуспеха с помощью взрослых. Шаг за шагом: цель предварительная, цель промежуточная, цель основная.

Ещё раз прибегнем к лирике. Наступило время ребёнку подтягиваться на перекладине. Тренер в школе предложил прицепить гантели к ногам и тренировать бицепсы. Эффекта нет! Цель не достигнута! В период каникул с ребёнком вместе выстроили «дерево целей». Сначала определили внутренние психологические проблемы по списку. Силы мышц хватало.

Определили комплекс действий, понимая, что опередить результат невозможно без целевой последовательности:

  • ребёнок опасается спрыгивать сверху на землю;
  • не хватает силы запястий удержаться на перекладине;
  • нет понимания «хвата» прямого и обратного;
  • нет управления мышцами при ослаблении на зависание.

Ребёнку был задан мотивирующий вопрос: хочешь научиться!? С некоторой паузой, имея неуспех в школе, ребёнок подтвердил желание. Без уверенности в успехе выслушал фразу: через три дня будешь подтягиваться.
Наступил третий день. Ребёнок легко зависал на перекладине. Не боялся спрыгнуть. Со стула в обратном порядке работал мышцами на зависание, а не на подтягивание.

Четвёртый день был днём достижения верхней цели и закрепления последовательности сообразно «дереву целей». Ребёнок подтягивался 3-5 раз без тех злополучных гантелей.

С мышечными преодолениями гораздо проще, нежели построения цепочки навыков, затрагивающих нейро-психический комплекс из серии собственное «Я» и самооценка ребёнка.

Камнем преткновения может быть что угодно — страх неудачи, ожидание упрёка, окрика. Так же элементарное непонимание, того, что от ребёнка требуется на этапах произвольного давления. Так или иначе, у ребёнка внимание в этой фазе имеет ослабленное значение. Его надо заинтересовать, показать успех (промежуточный), похвалить с закреплением радостных ощущений победы. Даже ненавистный предмет из школьной программы можно сделать любимым у ребёнка, пользуясь нерушимой цепочкой взаимоотношения с воспитателями (в семье) при достижении выстроенных целей.

В заданную тему напомним поговорку: «Привычка — вторая натура». Из неё мы почерпнём выгодный смысл. В статье «Сладкий образ» был предложен механизм фиксации позитивных эмоций, что является переходным моментом в выстраивании мотиваций «наперёд».

Для ребёнка важно иметь «сладкие образы» с целью облегчения внутренних переживаний при освоении (тренировке, изучении,постижении, закреплении навыков). Что стоит зайти после секции в кафе (купить к чаю тортик). Не зря в школах проводятся дни класса (школьные праздники) с созданием радости и «сладкого образа».

В домашних условиях ребёнок должен быть наблюдаем и понятым в личном настроении. Особенно, когда он замкнулся, — это требует тонкого вмешательства при совместной деталировке осознания проблемы и выхода из неё. В некоторых ситуациях, не решив промежуточной задачи (цели), дальше двигаться не имеет смысла.

В завершение рассуждений напомним механизм возникновения после-произвольного внимания и личных мотиваций, описанные в статье «Не спугните Эйнштейна». Планируйте успех ребёнка, уважаемые воспитатели!

21Планировка успехаЭнтропия детского протеста48