«Мечта сбывается и не сбывается».
В предыдущей статье «Сила мечты» была показана роль мечты в жизни человека (ребёнка), необходимость усилий и сопутствующих условий различного свойства, включая психологические, для её исполнения.
Мы продолжим рассуждения о мечте, развивая слоган к статье — «мечта сбывается и не сбывается». Для этого дадим ещё одно определение — грёзы. В психологии озвучивание нереальной мечты рассматривается в иной смысловой категории — навязчивые грёзы.
Навязчивые грёзы (англ. maladaptive daydreaming) — психологическая концепция, впервые предложенная Эли Сомером для описания постоянной интенсивной мыслительной активности, в основном направленной на фантазирование и продумывание разнообразных сюжетов и миров. Постоянные грёзы заменяют человеку обычную жизнь и мешают нормальному межличностному и профессиональному функционированию индивидуума.
Мечта, как мы говорили ранее, это состояние нейро психического комплекса (НПК). Мечтать присуще всем, как взрослым, так и детям. Мечтающий человек обретает мощный «абстрактный мотиватор» на неопределённое время. Возвращается в мыслях к составу мечты (теме) и испытывает непростое состояние психики, порою с психосоматической реакцией всего организма (гормоны).
Почему в психологии придали большое значение мечтам, переходящим в состояние синдрома «навязчивых грёз» и связывают это с рядом серьёзных расстройств личности?
Термин «синдром навязчивых грез» дискуссионный, он еще не вошел ни в одну из классификаций заболеваний и чаще встречается в социальных сетях и на интернет-ресурсах.
Эли Сомер еще в 2002 году выявил три категории: функции, темы и динамику синдрома навязчивых грез. В дальнейшем они легли в основу критериев этого состояния. Критерии, по сути, это те признаки, по которым можно поставить диагноз, если научное сообщество договорится внести этот синдром в классификатор заболеваний (МКБ или DSM).
В числе критериев оказалась так называемые кинестетические, то есть двигательные элементы. Например, подбрасывание мелких предметов вверх (ластика, шарика). Такие монотонные повторяющиеся движения, словно вводящие в трансовое состояние, могут стать триггерами и поддерживать грезы наяву. Мечтательность может запуститься и от других стереотипных движений, например, ходьбы, покачивания. Триггерами также могут стать определенная музыка или тоскливое подавленное настроение. Продолжительность грез наяву находится в сильной зависимости от отсутствия других людей: в одиночестве мечтается легче и дольше.
Главным в синдроме навязчивых грез становится то страдание, которое оно приносит. Люди описывают значительный дистресс, нарушается их повседневная жизнь. Под угрозой оказываются социальная, профессиональная, образовательная область жизнедеятельности.
Причины навязчивых грез.
Точных причин, вызывающих это состояние, ученым пока выявить не удалось. Многие сходятся на том, что причиной может быть травмирующее событие в прошлом. Также врачи склонны считать, что навязчивые грезы — это поведенческая аддикция, похожая на игровую зависимость.
Поэтому причины могут быть схожими:
- потребность убежать от трудностей реальной жизни, таких, как социальная тревожность и детские травмы;
- использование мечтаний для решения проблем, которые кажутся непреодолимыми в реальной жизни;
- мечты кажутся настолько полезными, что с ними становится трудно расстаться;
- диссоциативные тенденции, такие, как чрезмерная сосредоточенность на внутренних мыслях или недоверие к органам чувств;
- пережитая травля в школе,
- недостаток внимания родных в детстве;
- чрезмерный стресс и отсутствие эмоциональной поддержки, которые препятствуют взаимодействию с другими людьми.
После трех лет ребенок активно фантазирует — представляет сюжеты, картинки и мультики.
Если он сталкивается с невыносимыми условиями проживания - самый быстрый и доступный способ выйти из реальности и не чувствовать боль, в том числе — физическую, — это о чем-то помечтать.
Это быстрый и хороший метод спастись из травмирующих обстоятельств.
Бывает так: ребенок отвлекается на уроке, мечтает. Учитель жалуется на его невнимательность родителям. Если они ведут его к школьному психологу, часто выясняется, что в семье не все спокойно. Чтобы снять беспокойство, он уходит в мечты.
Часто навязчивые грезы появляются, чтобы залечить травму. Человек заново «отыгрывает» похожую ситуацию, но уже с другим (выигрышным для себя) исходом.
Этим навязчивое мечтание отличается от здорового фантазирования о хорошем (безболезненном).
Содержание фантазий иногда указывает на травму, от которой человек нуждается в лечении.
Другие признаки синдрома навязчивых грез:
- фантазии представляют собой истории со сложными сюжетными линиями, проработанными персонажами. Они могут длиться от нескольких минут до нескольких часов;
- триггерами становятся как реальные события, так и сенсорные стимулы: шумы, запахи, звуки, яркие впечатления.
В рассуждениях на ресурсе «Без ремня» нами представлена прямая связь психосоматического характера с «биологическими производными» гормонального свойства. Статьи: «Дофаминовая мораль», «Любовь и ревность не обуздать», «В виртуальном мире», «Дети в аффекте».
Все предыдущие рассуждения тесно увязываются с темой текущей статьи. Прежде всего через понимание биохимических процессов в сложной билогической системе человека (ребёнка). Научно технический прогресс и ИТ ввергли человека в многосложное информационное пространство в различных формах представления, порою, трудно воспринимаемое психикой.
Тут подсознание спешит на выручку человеку. Подсознание ребёнка накапливает, обрабатывает и оперирует образами при активном участии эмоциональной памяти статьи: «Сладкий образ», «Сила образа», «Образ уверенности». Вот теперь можно продолжить обсуждать тему «навязчивые грёзы», как продолжение темы, представленной в статьях «Принцип синхронизации» и «Сила мечты».
Психологи неспроста обострили внимание к этой теме. Всё больше и больше движение цивилизации погружает человека в виртуальный мир, мир иллюзий, абстракций, где всех поджидают те самые «навязчивые грёзы». Причина проста — человек от рождения склонен мечтать, изобретать и фантазировать. За это отвечает его НПК, постоянно наполняемый сложными структурами функциональных взаимосвязей.
Тонкая грань между процессом мечтаний и «синдромом навязчивых грёз» не выдерживает, а точнее не выдерживает ЦНС. Цивилизацию не остановить! Видимо, что-то надо делать с человеком. Рано или поздно этот синдром войдёт в медицинские справочники для формулировки диагноза.
Есть серьезные расстройства, с которым ассоциируется этот синдром. Некоторые исследования показывают, что навязчивые грезы могут быть предвестниками таких заболеваний:
- депрессия;
- тревожные расстройства;
- посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР);
- ОКР, СДВГ, биполярное расстройство,пограничное расстройство личности,
- диссоциативное расстройство;
- психоз.
Наш принцип рассуждений преследует всё ту же неизменную цель — «лучше не допустить, чем исправлять». Тема должна насторожить, думающих родителей и сориентировать в воспитательных действиях, без наказания, на принципах убеждения.
В подборке прилагаемых к статье видео достаточно внятно даны объяснения по теме. Со своей стороны мы сделаем акцент на причинно-следственные связи, касаемо начальных фаз (возрастных) в развитии проблемы «навязчивых грёз».
Дети фантазируют, дети мечтают, выдумавают свои креативные решения по всем спектрам жизни, это очень здорово! Они развиваются всем своим существом! Роль родителей понятная до поры («Ни дня без наблюдений», «Укрощение строптивого»)!
Ребёнок замкнулся, выражает агрессию, таит обиду. Что не так?! Ваш выход на сцену, уважаемые родители! Ребёнок приобрёл «внешнюю синхронизацию» с доступным информационным полем (с сильным влиянием), включая компьютерные игры, выстроил свои планы в личных «навязчивых грёзах».
Самое простое — он грезит сведением счётов с обидчиками! Может родители, или кто-то ему постоянно занижает самооценку, своим авторитарным (пугающим) нажимом?! И теперь он решил от этого избавиться. Откроем статью «Страховый стимул», там рассуждения об основной причине многих перекосов в детской психике. Страдает эмоциональный интеллект, а тут — «Сила мечты». Природа ребёнка берётся его спасать, все его фантазии направлены на это.
Список обидчиков, кроме родителей, немалый — тут и монстры из виртуальных игр, одноклассники третирующие в буллинге. В том числе он сам! У него не получается освоить что-либо, а тут окрик, наказание, упрёк. Падение в собственных глазах. Вот тот островок спасения от всех напастий — «навязчивые грёзы»! Ещё одну ссылочку к статье нашего ресурса «Среди тонких материй» стоит приобщить к текущим рассуждениям.
Детская психика, это не наковальня, на которой можно «выковывать нового человека», опираясь только на архаичный воспитательный опыт. Мир каждую минуту становится другим. Мы не будем переубеждать родителей с принципами авторитаризма, где дрессура доминирует над воспитанием. Там нет грёз (мечты) вообще — их отменили родители своей командой. Это вне нашего понимания. Это проживание Кая у Снежной королевы. И ещё одна статья в тему «Одиночество — способ спасения?».
Все наши рассуждения по заданной теме имеют отношение к детям без физических проблем. При неожиданном обнаружении которых следует незамедлительно обратиться к профильным специалистам.
Детская способность мечтать и фантазировать выражается неравномерно на возрастном отрезке от 3 до 15 лет, мы попробуем систематизировать ряд принципов и подходов к вашим детям с целью не дать усугубиться достаточно новому обнаружению в психологии, как тема «навязчивые грёзы».
Самое первое, что следует практиковать в семье, это «Принцип круглого стола», что позволит выстроить доверительные, открытые отношения с ребёнком (детьми). Безотлагательная и повседневная оценка его уровня собственного «Я» (самооценка). На ребёнка может повлиять в одночасье что угодно. Ребёнок замкнётся в личных переживаниях.
В интеллектуальном развитии стоит применять игротеки, в которых ребёнок учится систематизировать (структурировать) взаимосвязи из происходящего в доступных наблюдениях окружающей действительности (явлений).
Совместно активно осваивать планирование, как удач, так и не удач при анализе логических взаимосвязей. Исключить из практики критиканство в адрес детей. Доводы применять только через аналитические рассуждения. Не ломать его «личные границы», воспитывать взаимоуважение в семье.
Контроль применения компьютерных виртуальных систем (игр), бойцовских игровых стратегий, однообразных многоуровневых игр, их сетевые варианты. Постоянно отслеживать состояния вспышек агрессии. Мы не посягаем на установки принципов внутри семьи, но готовы дать объснение по каждой рекомендации.
Если произошли упущения с детьми к переходному возрасту (13-15), то следут признать и изменить основополагающие форматы общения с ребёнком. Чаще менять его среду времяпровождения.
Неустранённый (невыявленный) синдром «навязчивых грёз» может следовать за человеком во взрослую жизнь, определяя поведенческие черты, в худшем случае, «дожидаясь» момента перехода в растройство личности.
У мужчин это выглядит отсутствием способности принимать конструктивные решения, буквально, во всех сферах жизнедеятельности. Девочки, став взрослыми, так и не могут самореализоваться, дожидаясь «фантастического чуда», а порою, совершая необдуманное «рыскание» в оценке реальной действительности (семейные разводы, выбор рода занятий, формирование принципов воспитания детей).
Неустойчивость личностных характеристик индивида с чертами «вечного мечтателя» будет постоянно уводить от жизненных реалей. Уровень самоудовлетворённости будет падать, становясь основой частых депрессий, с переходом в диагностируемое состояние.
На ресурсе «Без ремня» к настоящему моменту содержится достаточно рассуждений с рекомендациями, ориентирующими заинтересованных родителей в построении будущего своих детей.