Настало время рассуждать на серьёзную тему, объединяя ряд прочтений на ресурсе «Без ремня» в единую смысловую линию. Предыдущая публикация «Принцип синхронизации» затронула состояния НПК человека (ребёнка), имеющее определение в психологии — мечта.
К.Г. Юнг поставил на первое место в тривиуме — мечта, цель, работа, именно, мечту. Юнг затронул неразгаданные тайны природы человека и его взаимоотношений с окружающим пространством, которое представлено не только в материальном (осязаемом) измерении.
Уверенность Юнга в существовании сложных реакций человека дала основания закрепить в психологических исследованиях теорию синхронности.
Мечта в психологии определяется как образ желаемого будущего и относится к формам воображения. С другой стороны, мечта может выступать как осознанный мотив, в мечте отражаются желаемые, но пока нереализованные потребности. Поэтому образ, формируемый мечтой, характеризуется эмоциональной насыщенностью, определенной уверенностью в ее осуществимости, часто с детализацией желаемого, но с непродуманностью путей к ее реализации.
На сегодняшний день человек принимает сущность мечты, не вникая в её многосложность. Мы часто говорим ребёнку — посиди, помечтай! Поэты упоминают о мечте в своих выводах о жизни. Каждый человек не единожды в день может использовать фразу — а я мечтаю!
Раз великий Юнг установил связь от мечты до исполнения цели, то стоит и нам рассмотреть эту цепочку в воспитательных целях.
Начнём с простого «Энтропия, непростая реальность». Падающая звезда в ночном небе фиксируется легко — загадать желание, запомнить его, а дальше быть втянутым в синхронию с целью исполнения мечты. Легко ли отказаться от мечты, и, что на это может повлиять?
Со взрослым разобраться просто. Он, имея жизненный опыт неудач, перестаёт выстраивать цели «верхнего порядка» в реализации, некогда мечты. С точки зрения психологии принятия решения, взрослым движет страх ожидания неудачи и огорчений. Это, всего навсего, состояние ЦНС или НПК. Фактор времени «ставит свою резолюцию». Но мечта не растворяется в пространстве.
Однажды внук напомнит деду об этом — помнишь, ты мечтал, а я это сделал (достиг). Лирично! Напоминаем о благородстве целей в рассуждениях на ресурсе «Сила тривиума — цель воспитания». Время и пространство не раз упоминается в научных и религиозных рассмотрениях устройства окружающего нас пространства.
Нам остаётся повседневность в созидательных процессах воспитания детей. «Дерево целей цепочка успеха». Все дальнешие рассуждения мы будем проецировать на понятие мечта, затрагивая её возникновение, живучесть и реализацию.
С первой пелёнки ребёнок становится мечтателем, руководствуясь немногим — связь с мамой на исполнении «инстинктовых обязательств». Выстраивание целей несложное, плачу получаю удобство. Эгоистично и бескомпромисно. Больше он пока ничего не умеет. Очень скоро наступает период «потребительского мечтания».
Окружающее пространство стало приносить осознаваемые удобства. Но осуществление мечты происходит «из рук в руки». Я мечтаю, хочу, мне дают.
Следующая фаза наступает скоро. Я мечтаю, я хочу, я могу, я делаю! Наступает «истязающий» период для родителей. Ребёнок выстраивает личные цели без учёта реальности. Не хватает многого умения (знаний, навыков). Вот тут ваш выход, уважаемые родители. Следующий этам мечтаний, это мотивации ребёнка. Возникновение мотивиций мы попытались увязать с развивающимся вниманием ребёнка («Не спугните Эйнштейна»). Был показан психологический процесс формирования послепроизвольного внимания. На тот момент мы не касались синхронизации и синхронии, откладывая рассмотрение сложной темы комплексным (системным) порядком.
В самой сложной и ответственной фазе развития чувств ребёнка не допустить неосмотрительное «обрезание крыльев», посягая на процесс мечтаний и исполнения мечты. Самая первая ошибка прагматичных родителей, это закрепление страха у ребёнка («Страховый стимул»). Ребёнок перестаёт определять ближние цели на пути к мечте.
Простой фразой — зачем тебе это нужно, родители вершат непоправимое, отказываясь поучаствовать в процессе синхронизации на эмоциональной и когнитивной основах ребёнка. А можно было применить статью «Принцип Шерлока Холмса».
Ребёнку остаётся самостоятельно искать источники вдохновения и связи в синхронии. Воли может не хватить, возникнут деструктивные процессы в формировании НПК. Примитивная фраза родителей без дальновидности — «нас никто за ручку не водил», сделает своё губительное дело.
Без «навешивания ярлыков» продолжим разбираться с сущностью мечты. Для это заглянем в статью «Энтропия детского протеста». Выбор у воспитателей есть, прекращая рассуждать о мечте. Но есть небольшая условность — ребёнок всё равно будет мечтать, только надежд на родительскую поддержку в нематериальном рассмотрении у него не будет.
Теперь понимание родителей должно наступить, почему ребёнок постоянно что-то требует, выставляя условием своего «ответного хода»? Отношения становятся условными, как и воспитание. Мотивации ожидаемые родителями не наступили, ребёнок безынициативен, торчит в гаджете и только.
Вы сами отодвинули ребёнка от процессов синхронизации взаимодействия с вами. И заложили первый кирпич расстройства личности (прокрастинация). А там и избыток упрямства (ригидность) по простой причине — недооценили мечты ребёнка (как ближние, так и дальние). Нет мечты — нет личной цели, нет усердия в достижениях. Дадут поручение сделаю, но за выгоду.
Кто-то скажет, что можно прожить без мечтаний. Возражать не будем. Но собственное «Я» ребёнка медленно становится чужой собственностью. Тогда не надо требовать от ребёнка несбыточного. Пусть ищет себя в гаджетах. И делает свои примитивные победы над чёртиками из очередной игрушки («Дофаминовая мораль»).
В завершении рассуждений о мечте напомним статьи: «Сладкий образ», «Сила образа», «Образ уверенности». И ещё раз дадим академическое определение мечты и её роли в развитии детей:
Мечта - одно из наиболее ярких событий нашей внутренней жизни. Образы, мечты создают в нашем воображении целый мир желаемого. Они могут быть очень реалистичными или причудливыми и фантастичными, они могут уносить нас далеко в прошлое и будущее или мгновенно изменять происходящее здесь и сейчас. Эти образы всегда притягательны, они приносят удовольствие и радость, но иногда и грусть, и тоску, если действительность, в которой мы живем, сильно отличается от того, о чем мы мечтаем.
Подростковый возраст - возраст самых смелых, амбициозных, альтруистических, героических и, порой, далеких от осуществления мечтаний. Погружаясь в них, подросток нередко проживает и переживает созданные им сюжеты, как если бы все, о чем он мечтал, происходило в реальности. Именно в этот период мечта занимает большую часть душевной жизни молодого человека. В этом смысле исследование мечты в подростковом возрасте представляется нам важным как для изучения ее роли в развитии личности подростка, так и для понимания феномена мечты в целом.